Определение слова «Рамакришна»

Большой энциклопедический словарь:

РАМАКРИШНА (наст. имя Гададхар Чаттерджи) (1836-86) — индийский религиозный проповедник и общественный деятель. Духовный наставник С. Вивекананды. Стремился объединить адвайта-веданту Шанкары с учением Рамануджи. Считая, что для возрождения Индии и всего человечества необходима единая религия, проповедовал духовное родство всех религий. По Рамакришне, главное требование религиозной этики — не отречение от мира, а выполнение своих обязанностей. Оказал большое влияние на идеологию индийского национального движения.

Большая биографическая энциклопедия:

Рамакришна
(настоящее имя Гададхар Чаттерджи) (1836—1886), индийский религиозный проповедник и общественный деятель. В юности был индуистским жрецом. Стремился объединить адвайта-веданту Шанкары с учением Рамануджи. Считая, что для возрождения Индии и всего человечества необходима единая религия, проповедовал духовное родство всех религий. По Рамакришне, главное требование религиозной этики — не отречение от мира, а выполнение своих обязанностей. Оказал большое влияние на идеологию индийского национального движения.

Большая советская энциклопедия:

Рамакришна
(настоящее имя — Гада д-хар Чаттерджи)
[18.2.1836, Камарпукур (Западная Бенгалия), — 16.8.1886, Калькутта], индийский философ-мистик и религиозный реформатор, представитель неоиндуизма. Выступил с проповедью «всечеловеческой религии», считая, что такие конкретно-исторические формы религиозного поклонения, как индуизм, ислам, христианство, представляют собой отдельные проявления всеобщей устремлённости к единому божественному началу. Философские основы этой «всечеловеческой религии» были взяты Р. преимущественно из древнеиндийской идеалистической школы Веданта, различные направления которой он пытался согласовать, представив их в виде ступеней йогического духовного опыта (см. Йога). По Р., безграничная любовь и преданность богу (охакти) осуществляется не путём аскетического отречения от мира, а через выполнение каждым человеком своих земных обязанностей. Отстаивая необходимость общественной деятельности, Р. понимал её, однако, довольно узко — главным образом в аспекте всеобщего «духовного совершенствования». Такого рода «совершенствование» необходимо, согласно Р., для избавления от бедствий «железного века» (Кали-юга), характеризующегося всевластием денег, засильем иноземных поработителей и т.д. Учение Р. получило широкую известность за пределами Индии после выступления на Всемирном религиозном конгрессе (Чикаго, 1893) его наиболее выдающегося ученика Вивекананды (См. Вивекананда). В 1897 для пропаганды идей Р. его учениками было создано религиозно-реформаторское общество «Миссия Рамакришны» (центр — в Белуре, вблизи Калькутты, отделения — в Европе и Северной Америке), продолжающее свою деятельность и в настоящее время.
Лит.: Рамакришна Б, Ш., Провозвестие Рамакришны, СПБ, 1914; Рамакришна (Биографический очерк), М., [1915]; Мюллер М., Шри Рамакришна Парамагазма. Его жизнь и учение, пер. с англ., М., 1913; Роллан Р., Жизнь Рамакришны, Соч., т. 19, М., 1936; Ramakrishna. 1836—1886. Memoirs of Ramakrishna, comp. by Swami Anhedananda, 2 ed., Calc., [1957]; Gambhirananda S., History of Ramakrishna math and mission, Calc., 1957; Nehru J., Sri Ramakrishna and Swami Vivekananda, 3 ed. , Calc., 1960.
В. В. Костюченко.

Новейший философский словарь:

РАМАКРИШНА (монашеское имя, настоящее имя — Га-дадхар Чаттерджи) (1836-1886) — индийский философ, мистик, религиозный реформатор. С юных лет — индуистский жрец Храма Богини Кали. Десятки лет посвятил практической реализации религиозных идеалов индуизма, христианства, мусульманства и др. религий. Проповедь «спасения Индии» Р. основывал на обращении к духовному опыту человечества. Философия Р. — практическое утверждение универсальной религии. Мир, по Р., един. Кришна, Будда, Христос, Мухаммед — воплощения одного и того же Божества. Имя Божества, по Р., лишь отражает социально-исторические особенности народов. Философские основы религии Р. — древняя мудрость, выраженная в идеях веданты и Йоги. Единственная Реальность — Брахман, но реален и мир как порождение Брахмана. Это вело Р. к идеям пантеизма, по которому тождественны Брахман и человек. Путь освобождения и познания Божественной Реальности Р. видел в исполнении религиозно-этических законов и особенно в «Бхак-ти» (познании через любовь), видящую Бога во всех людях. Философия Р. оказала значительное влияние на сознание верующих в Индии и всем мире. Непосредственным продолжателем Р. становится его ученик Вивекананда.

Энциклопедический словарь псевдонимов:

(наст. имя Гададхар Чаттерджи; 1836–1886) – инд. религ. проповедник, обществ. деятель. Стремился объединить адвайта-веданту Шанкары с учением Рамануджи. Считая, что для возрождения Индии и всего человечества необходима единая религия, проповедовал духовное родство всех религий. По Р., гл. требование религ. этики – не отречение от мира, а выполнение своих обязанностей. Оказал большое влияние на идеологию инд. нац. движения.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru