Определение слова «"ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ"»

Советская историческая энциклопедия:

Общерус. летописный свод, составленный в Киеве во 2-м десятилетии 12 в. и положенный в основу большинства дошедших до наст. времени летописных сводов. Как отдельный самостоят. памятник "П. в. л." не сохранилась. Ее старшими и основными списками являются Лаврентьевская летопись, где отразилась 2-я редакция "П. в. л.", и Ипатьевская летопись, где отразилась 3-я редакция "П. в. л.". В списках нек-рых летописных сводов составителем "П. в. л." назван Нестор. Исследователи 18-19 вв. считали Нестора первым рус. летописцем, а "П. в. л." — первой рус. летописью. Изучение летописания А. А. Шахматовым, М. Д. Приселковым, Д. С. Лихачевым, А. Н. Насоновым, M. Н. Тихомировым, Л. В. Черепниным, Б. А. Рыбаковым и др. показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие "П. в. л.", а сама "П. в. л." не является единым произведением. После своего появления "П. в. л." еще дважды подвергалась переработкам. Значит. внимание Киево-Печерскому монастырю в статьях за 1094-1110 показывает, что 1-я редакция "П. в. л." была составлена монахом этого монастыря Нестором ок. 1113. Источниками 1-й редакции "П. в. л." послужили предшествовавший Киево-Печерский свод 1093, или Начальный, — по терминологии А. А. Шахматова (сохранился в составе Новгородской первой летописи младшего извода), русско-визант. договоры 10 в., "Хронограф по великому изложению" — древнерус. компилятивное соч. по всемирной истории, визант. хроника Георгия Амартола, житие Василия Нового, соч. Епифания Кипрского, тексты Священного писания, Сказание о грамоте Словенской, предания о вост.-слав. племенах, о Кие, о мести Ольги древлянам, устные рассказы Яна Вышатича, постриженников Киево-Печерского монастыря и др. Нестор был первым др.-рус. феод. историографом, к-рый связал историю Руси с историей вост.-европ. и слав. народов и со всемирной историей, как она понималась в то время. Такой опыт изложения истории был вызван развитием клас. отношений и ростом Древнерус. гос-ва, во главе к-рого укреплялась одна династия, выводившая свое происхождение от Рюрика. Предметом особого внимания Нестора была пропаганда единства княж. рода Рюриковичей. Работа Нестора над "П. в. л." происходила в обстановке примирения Киево-Печерского монастыря с вел. князем Святополком Изяславичем. Поэтому в заключит. статьях "П. в. л." Нестор дал в целом положит. оценку его деятельности. После неоконченной статьи 1110 в "П. в. л." содержится запись о написании летописи в 1116 игуменом Сильвестром, к-рый создал новую, 2-ю редакцию "П. в. л.". Сильвестр был игуменом Михайловского Выдубицкого монастыря, семейного монастыря Владимира Мономаха, соперника Святополка. Он частью опустил, а частью изменил последние статьи 1-й редакции "П. в. л.". При переделках Сильвестр большое внимание уделил Владимиру Мономаху, преувеличив и приукрасив его роль в событиях кон. 11 — нач. 12 вв., и ввел ряд дополнений в "П. в. л.". Под 1096 он поместил рассказ об ослеплении теребовльского кн. Василька, а в начальные статьи вставил легенду об апостоле Андрее, почитавшемся в роде Владимира Мономаха. Ему же, вероятно, принадлежат две вставки в перечислении народов 1-й редакции "П. в. л.". Во вставках Русь оказывается связанной родством с зап.-европ. народами одним "Афетовым коленом" и утверждается варяжское происхождение Руси. Возможно, эти вставки объясняли европ. родственные связи семьи Мономаха. В 1118 "П. в. л." была подвергнута новой переделке. В центре внимания 3-й редакции "П. в. л." остаются события, связанные с домом Мономаха, гл. обр. с сыном Владимира Мстиславом. Последний редактор "П. в. л." дополнил свой источник данными о семейных делах Владимира Мономаха и его отца Всеволода, уточнил данные о визант. императорах, в родстве с к-рыми состояли Мономахи. В целом же "П. в. л." сохранила то значение, какое придал ей Нестор, — первого на Руси историографич. труда, в к-ром история Древнерус. гос-ва была показана на широком фоне событий всемирной истории.
=====
Лит.: Шахматов A. A., Повесть Временных лет, т. 1, Вводная часть. Текст. Примечания, ЛЗАК, т. 29, П., 1917; его же, Повесть Временных лет и ее источники, ТрОДРЛ, т. 4, М.-Л., 1940; Истрин В. М., Замечания о начале рус. летописания, ИОРЯС, т. 26-27, П., 1923-24; Никольский Н. К., Повесть Временных лет как источник для истории начального периода рус. письменности и культуры, в кн.: Сб. по рус. яз. и слов. АН СССР, т. 2, в. 1, Л., 1930; Приселков М. Д., Очерки по церковно-политич. истории Киевской Руси X-XII вв., СПБ, 1913; его же. История рус. летописания XI-XV вв., Л., 1940; Лихачев Д. С., Повесть Временных лет, ч. 1-2, М.-Л., 1950; Насонов А. Н., Начальные этапы Киевского летописания в связи с развитием древнерус. гос-ва, ПИ, в. 7, М., 1959.
=====
В. А. Кучкин. Москва.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru