Определение слова «погост»

Толковый словарь Ушакова:

ПОГО́СТ, погоста, ·муж.
1. Сельское кладбище. Снести на погост (похоронить).
2. Сельская церковь с кладбищем и принадлежащим ей земельным участком и омом причта, расположенная отдельно, в стороне от поселения (·устар. ).
3. На севере — название деревни, поселка, населенного саами (лопарями).
4. Постоялый двор вдали от селений, на дороге (·обл. ). (·первонач. место торга, куда съезжались купцы, называвшиеся в ·др.-рус. языке гостями.)

Большой энциклопедический словарь:

ПОГОСТ — первоначально центр сельской общины на северо-западе Др. Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С 18 в. погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище.

Большая советская энциклопедия:

Погост
[от др.-рус. погостити — побывать в гостях; первоначальное значение П. — постоялый двор, на котором временно останавливались князь и духовные лица, а также купцы (гости)], 1) сельская община и её центр в Русском государстве 11—18 вв. Постепенно П. стали называться административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и их центры. С распространением на Руси христианства в П. строились церкви, близ которых находились кладбища. Название П. обычно получали двойное — по селению и церкви. По П. зачастую раскладывались различные повинности. Дольше всего П. сохранялись в северных уездах Европейской части Русского государства, где было много чёрных (государственных) и дворцовых земель. Разделение на П. было официально прекращено в 1775. 2) Небольшие поселения с церковью и кладбищем в центральных уездах Русского государства в 15—16 вв. 3) Кладбище, чаще всего сельское. В этом значении слово «П.» в 19 — начале 20 вв. получило распространение в устном народном творчестве и художественной литературе.

Советская историческая энциклопедия:

Распространенный в рус. ист. источниках термин, имевший на протяжении 10-18 вв. различное значение. Первоначально П., видимо, наз. сельские общины периферии Древнерус. гос-ва, а также центры этих общин, где велась "гостьба" (торговля). П. постепенно стали наз. и адм.-терр. единицы, состоявшие из мн. селений, и центр. селение этого округа. Во главе П. поставлены были особые должностные лица, отвечавшие за регулярное поступление дани. П. как термин, обозначавший терр. единицу, проник в 12 в. в Латвию (пагаст). С распространением на Руси христианства в П. строили церкви, близ к-рых находились кладбища, и назв. П. получали обычно двойное — по селению и по церкви. Величина П. была различна. В 11-14 вв. П. состояли из неск. десятков и даже сотен деревень. Особенно характерны такие П. для Новгород. владений. В центр. уездах в документах 15-16 вв. П. в большинстве случаев наз. небольшие поселения с церковью и кладбищем, осн. центрами общинной жизни здесь стали частновладельческие села. Как адм.-терр. подразделения, по к-рым раскладывались нек-рые повинности, П. дольше всего сохранялись в уездах, где было много черных и дворцовых земель. На С. разделение на П. официально прекратилось лишь в 1775. В 19 — нач. 20 вв. слово П. употреблялось в значении сельского прихода, участка пути и особенно часто кладбища. В последнем значении слово П. распространено в устном нар. творчестве и художеств. лит-ре.
=====
Лит.: Веселовский С. Б., Село и деревня в Сев.-Вост. Руси XIV-XVI вв., М.-Л., 1936 (ИГАИМК, в. 139); Воронин H. H., К истории сельского поселения феод. Руси, Л., 1935 (ИГАИМК, в. 138).
=====
С. О. Шмидт. Москва.

Этимологический словарь Крылова:

Это слово, имеющее значение "кладбище", произведено от глагола (по)гостити – "(по)бывать в гостях", восходящего к существительному гость. Что, казалось бы, общего между "гостем" и "местом захоронения"? Объясняется это странное соответствие следующим образом. Сначала погостом назывался постоялый двор – место, куда заезжали гости (купцы), место, где они гостили. Затем так стали называть место, где останавливался князь, выезжая за сбором дани. Впоследствии это место стало центром округа. Потом так стали называть церковь – центральное место округа, потом – церковь с кладбищем при нем, а потомтолько кладбище. Долгий путь проходят слова, прежде чем обрести то или иное значение.

Толковый словарь Кузнецова:

погост
ПОГОСТ -а; м. Сельское кладбище (в старину — рядом с церковью). Снести на п. кого-л. (похоронить).
Погостный, -ая, -ое. П-ые кресты.

Малый академический словарь:

погост
-а, м.
1.
Сельское кладбище.
На погост мы гроб печальный Отнесем с тобой И почтим тебя прощальной, Теплою слезой. И. Суриков, Ты лежишь в гробу тесовом.
Зашла раз зимой в деревню оспа, и много покойников свезли тогда на погост. Бунин, Аглая.
2. устар. и обл.
Расположенная в стороне от села церковь с кладбищем и с прилегающим дворам причта.
По-сибирски великорусского погоста не было, а церковь стояла посреди села. Мамин-Сибиряк, Искушение о. Спиридона.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
погост, -а

Толковый словарь Ожегова:

ПОГОСТ, а, м. Кладбище, обычно сельское (в старину церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем). Снесли на п. кого-н. (похоронили). Мёртвых с погоста не носят (посл. о том, что невозможно возвратить или поправить).
| прил. погостный, ая, ое.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

погост
род. п. -а "церковная община, приход, церковь с жилыми домами, службы", диал. "кладбище", повост – то же, вятск.1, "подворье, одинокий постоялый двор", оренб. (Преобр.), др.-русск. погостъ "жилое подворье князя и его свиты при налогообложении" (Ипатьевск. летоп. под 947 г.), повостъ – то же (Лаврентьевск. летоп. под 947 г., дважды; см. Срезн. II, 1017 и сл.). Первонач. знач.: "постоялый двор, на котором временно останавливались князь и духовные лица". От гость, погостить; см. Потебня у Преобр. II, 85; Соболевский, ЖМНП, 1886, сент., стр. 146; Лекции 126. Знач. "кладбище" возникло из описанного более древнего по мотивам табу, согласно Зеленину (Табу 2, 150). С.-в.-р. повост, по мнению Шахматова (Очерк 295), заимств. из ю.-в.-р. поост. Лтш. раgаsts "крестьянское собрание для уплаты налогов" заимств. из русск. (М.–Э. 3, 28, с литер.). По мнению Корхонена (у Иохансена, Festschr. Наff 107), русск. слово, возм., возникло в связи с сев.-герм. обычаем гощения, привилегией которого пользовались также сканд. епископы; ср. фон Шверин у Хоопса, Reall. 2, 123 и сл.
••
1 У Преобр. (см. там же) указано севск. – Прим. ред.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru