Определение слова «почвенничество»

Толковый словарь Ушакова:

ПО́ЧВЕННИЧЕСТВО, почвенничества, мн. нет, ср. (·ист., лит.). Течение в русской литературе 60-х гг. 19 ·в., являвшееся разновидностью славянофильства.

Большая советская энциклопедия:

Почвенничество
Русское литературно-общественное направление 60-х гг. 19 в. Связано с деятельностью писателей-разночинцев, группировавшихся вокруг журналов братьев Ф. М. и М. М. Достоевских «Время» (1861—63) и «Эпоха» (1864—65); его идеологами и пропагандистами были также А. А. Григорьев и, И. И. Страхов. Термин «П.» возник на основе публицистики Ф. М. Достоевского с характерными для неё призывами вернуться к «своей почве», к народным, национальным началам. Генетически П. восходит к направлению «молодой редакции» журнала «Москвитянин», существовавшей в 1850—56, и идейно было родственным славянофилам (См. Славянофилы) (в т. ч. их нравственной ориентации на русское крестьянство); вместе с тем представители этого направления признавали некоторые положительные начала и в западничестве (см. Западники). П. выступало против крепостнического дворянства и бюрократии, призывало к «слитию образованности и ее представителей с началом народным» и в этом видело залог прогресса в России. Почвенники высказывались за развитие промышленности, торговли, за свободу личности и печати. Принимая «европейскую культуру», они одновременно обличали «гнилой Запад» — его буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм, противопоставляя им христианские идеалы; полемизировали с журналом «Современник». В 70-е гг. черты П. проявились в философском соч. Н. Я. Данилевского и «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского.
Лит.: Кирпотин В., Достоевский в шестидесятые годы, М., 1966; Нечаев В. С.. Журнал М. М. и Ф. М. Достоевских, «Время». 1861—1863, М., 1972.
С. С. Дмитриев.

Советская историческая энциклопедия:

Рус. лит.-общественное направление 60-х гг. 19 в., тесно связанное с деятельностью P. M. Достоевского, критика и поэта А. А. Григорьева, философа и публициста Н. Н. Страхова и др. писателей, группировавшихся вокруг журн. братьев Достоевских "Время" (1861-63) и "Эпоха" (1864-65). Слово "П." создалось на основе публицистики Достоевского с характерйыми для нее выражениями "мы оторвались от своей почвы", "нам следует искать своей почвы" и т.п., с призывами вернуться к народным, нац. началам. Генетически П. восходит к направлению "молодой редакции" журн. "Москвитянин", существовавшей в 1850-56, и идейно было родственным славянофильству. П. выступало против крепостнич. дворянства и бюрократии, призывало к "слитию образованности и ее представителей с началом народным". Почвенники симпатизировали купечеству, мещанству, гор. интеллигенции; высказывались за развитие промышленности, торговли, за свободу личности и печати. В то же время они обличали "гнилой Запад", отвергали социалистич. идеи и материализм.
=====
Лит.: Долинин А., К цензурной истории первых двух журналов Достоевского, в кн.: Достоевский. Ст. и мат-лы, т. 2, Л.-М., 1924; его же, Ф. М. Достоевский и Н. Н. Страхов, в кн.: Шестидесятые годы, М.-Л., 1940; Гуральник У. A., "Современник" в борьбе с журн. Достоевского, "Изв. АН СССР", отд. лит-ры и яз., 1950, т. 9, в. 4; Кирпотин В., Достоевский в шестидесятые годы,М., 1966.
=====
С. С. Дмитриев. Москва.

Толковый словарь Кузнецова:

почвенничество
ПОЧВЕННИЧЕСТВО -а; ср. Направление в русской общественной мысли в 60-х годах 19 века, являющееся разновидностью славянофильства.
Почвеннический, -ая, -ое. П-ие взгляды. П-ая литература.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
почвенничество, -а

Новая философская энциклопедия:

ПОЧВЕННИЧЕСТВО – литературное течение и направление общественной и философской мысли в России в 60-х гг. 19 в., основы мировоззрения которого восходили к идеям и концепциям, циркулировавшим в рамках т.н. молодой редакции журнала «Москвитянин» (1850–56). Основные принципы почвенничества были сформулированы на страницах ряда толстых литературных журналов, прежде всего «Время» и «Эпоха», Ап.Григорьевым, братьями M.M. и Ф.М.Достоевскими, H.H.Страховым в острой полемике с рупором нигилизм [НИГИЛИЗМ]а – «Русским словом» Д.И.Писарева и оплотом революционных демократов – «Современником» Н.Г.Чернышевского. Основополагающей идеей почвенничества стала мысль о важности «народной почвы», национального духа, о необходимости слияния русской духовной элиты с народом, «принятия» в себя «народного элемента». С точки зрения основных характеристик социально-философских воззрений почвенничество представляло собой разновидность европейского философского романтизма и примыкало к позднему славянофильству [СЛАВЯНОФИЛЬСТВО]. К числу его особенностей относились религиозно-христианская ориентированность философских построений, проповедь превосходства «синтетичной» философской мысли и способа освоения действительности через искусство над «аналитичной», насквозь проткнутой духом рационализма наукой, представления об органичности социума и процесса исторического развития, сочетавшиеся с очевидным неприятием западного опыта капиталистической модернизации. Подобные воззрения действительно во многом перекликались с мировоззренческими установками и положениями социальной философии славянофильства. Однако полное отождествление «почвенничества» со славянофильством или даже охранительным направлением общественной мысли, которое нередко встречается в работах западных авторов, не вполне корректно. В условиях противостояния в сер. 19 в. западничества и славянофильства почвенничество претендовало на «нейтральность» собственной позиции в этом споре, с одной стороны стремясь создать мощное общественное движение вокруг идеи о самобытности, неповторимости пути России и обличая тлетворное духовное воздействие Запада, его революционных, социалистических, материалистических идей на отечественную почву, с другой – признавая значимость западной культуры, в частности в утверждении идеала человеческой личности. Своеобразие почвенничества состояло также в создании самобытной концепции социального реформаторства, программы «постепенства» и «малых дел», венцом которой объявлялось слияние «просвещенного общества» с народом в исконно русских формах общественного быта – прежде всего в институтах земства. Почвенничество было объектом резкой критики со стороны революционно-демократических кругов российской интеллигенции. С кон. 19 в. данный термин начинает использоваться радикально-революционным крылом интеллигенции в качестве синонима консерватизма и архаичности воззрений того или иного политического движения. В этом значении существует в политической публицистике и поныне.
Э.Г.Соловьев

Грамматический словарь Зализняка:

Почвенничество, почвенничества, почвенничества, почвенничеств, почвенничеству, почвенничествам, почвенничество, почвенничества, почвенничеством, почвенничествами, почвенничестве, почвенничествах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru