Определение слова «ПОБЕДОНОСЦЕВ»

Большая советская энциклопедия:

Победоносцев
Константин Петрович [21.5 (2.6).1827, Москва, — 10 (23).3.1907, Петербург], русский реакционный государственный деятель, юрист, обер-прокурор Синода. Сын профессора Московского университета. Окончил училище правоведения (1846). Служил чиновником в департаментах Сената. В 1860—65 профессор кафедры гражданского права в Московском университете. С 1868 сенатор, с 1872 член Государственного совета, в 1880—1905 обер-прокурор Синода. Преподавал законоведение великим князьям, в том числе будущим императорам Александру III и Николаю II, на которых имел большое влияние. Автор Манифеста 29 апреля 1881 об укреплении самодержавия. Вдохновитель крайней реакции. Противник западноевропейской культуры и буржуазных форм общественной жизни. Взгляды П. изложены им в книге «Московский сборник» (1896). На посту обер-прокурора Синода подвергал преследованиям раскольников, сектантов. Притеснял земскую школу и насаждал церковную. В конце 80-х гг. влияние П. уменьшилось. После издания Манифеста 17 октября 1905 вышел в отставку.
Соч.: Курс гражданского права, т. 1—3, Указатель, СПБ, 1896; Исторические исследования и статьи, СПБ, 1876; Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки, т. 1 (полутом 1—2), М. — П., 1923; Письма к Александру III, т. 1—2, М., 1925—26.
Лит.: 3айончковский П. А., Кризис самодержавия на рубеже 1870—1880-х гг., М., 1964.
П. А. Зайончковский.

Советская историческая энциклопедия:

Константин Петрович (21.V.1827 — 10.III.1907) — рус. гос. деятель, юрист. Сын проф. Моск. ун-та. Окончил уч-ще правоведения (1846). Служил чиновником в департаментах Сената. В 1860-65 — проф. кафедры гражд. права в Моск. ун-те. Преподавал законоведение вел. князьям, в т. ч. наследникам престола будущим имп. Александру III и Николаю II. С 1868 — сенатор, с 1872 — чл. Гос. совета, в 1880-1905 — обер-прокурор Синода. В 80-х гг. оказывал исключит. влияние на Александра III и проводившийся им правительств. курс. Автор манифеста 29 апр. 1881 об укреплении самодержавия. Вдохновитель крайней реакции и мракобесия. Противник зап.-европ. культуры и бурж. форм обществ. жизни. Взгляды П. изложены им в кн. "Моск. сборник" (М., 1896). На посту обер-прокурора Синода подвергал преследованиям раскольников, сектантов, Л. Н. Толстого. Стремился придать начальному образованию клерикальный характер, притесняя земскую школу и насаждая церковную. В кон. 80-х гг. влияние П. значительно уменьшилось. После издания манифеста 17 окт. 1905 вышел в отставку. П. — автор историко-юридич. трудов.
=====
Соч.: Курс гражд. права, т. 1-3, Указатель, СПБ, 1896; Ист. исследования и статьи, СПБ, 1876; Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки, т. 1 (полутом 1-2), М.-П., 1923; Письма к Александру III, т. 1-2, М., 1925-1926.
=====
Лит.: Фирсов Н. Н., Победоносцев (Опыт характеристики по письмам), "Былое", 1924, No 25; Готье Ю. В., Победоносцев и наследник Александр Александрович, в кн.: Сб. Публич. б-ки им. Ленина, No 2, M., 1928; Зайончковский П. A., Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880-х гг., М., 1964; Феоктистов Е. М., За кулисами политики и лит-ры 1848-1896, Л., 1929.
=====
П. А. Зайончковский. Москва.

Новая философская энциклопедия:

ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович [21 мая (2 июня) 1827, Москва – 10(23) марта 1907, Петербург]русский государственный деятель, публицист, правовед, социолог. В 1846 окончил Московское училище правоведения и поступил на службу в Московские департаменты Сената. В 1860–65 преподавал в Московском университете на кафедре гражданского права, с 1865 член консультации министерства юстиции, с 1872 член Государственного совета. В 1880–1905 обер-прокурор Св. Синода. Автор манифеста от 29 апреля 1881 об укреплении самодержавия. Основная проблематика социально-философского творчества Победоносцева связана с традиционалистской, почвеннической ориентацией: «В глубине старых учреждений часто лежит идея, глубоко верная, прямо истекающая из основ народного духа... Масса усваивает себе идею только непосредственным чувством, которое воспитывается и утверждается в ней не иначе, как историей, передаваясь из рода в род, из поколения в поколение... Очистим внутренность, поднимем дух народный, осветим и выведем в сознание идею, – тогда грубая форма распадется сама собою и уступит место другой, совершеннейшей» («Новая жизнь». – В кн.: Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993, с. 322–323). Отсюда вытекают основные направления критики буржуазного государственного устройства, морали, религиозной политики: идеи народовластия и буржуазный парламентаризм трактуются как «великая ложь нашего времени»; религиозный релятивизм и девальвация этических ценностей, связанные с влиянием западного отвлеченного рационализма, – как «болезни нашего времени». Программа Победоносцева – эволюционное развитие общества, «просвещение народного духа», патронирующая роль государства во главе с монархом, укрепление православной веры – была близка Ф.М.Достоевскому и К.Н.Леонтьеву.
Сочинения:
1. Исторические исследования и статьи. СПб., 1876;
2. Московский сборник. М., 1896.
Литература:
1. Гневушев М. Константин Петрович Победоносцев. К., 1907;
2. Гусев В.А. К.П.Победоносцев – русский консерватор-государственник. – «Социально-политический журнал», 1993, № 11–12;
3. Полунов А.Ю. К.П.Победоносцев: Великая ложь нашего времени. – «ВФ», 1993, № 5.
А.И.Резниченко

Словарь русских фамилий:

Семинарская фамилия. По церквам, названным в честь воина Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. (Ф)

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru