Определение слова «ОСЕТИНЫ»

Толковый словарь Ефремовой:

осетины мн.
1. Народ, составляющий основное население Осетии.
2. Представители этого народа.

Толковый словарь Ушакова:

ОСЕТИ́НЫ, осетин и (·устар.) осетинов, ед. осетин, осетина, ·муж. Народ, живущий на Кавказе в Северо-Осетинской ·АССР и в Автономной области Южной Осетии.

Большой энциклопедический словарь:

ОСЕТИНЫ (самоназвание — ирон — дигорон) — народ в Российской Федерации (402,6 тыс. человек, в Сев. Осетии 335 тыс. человек) и Грузии (164 тыс. человек, в Юж. Осетии 65 тыс. человек, 1992). Общая численность 598 тыс. человек (1992). Язык осетинский. Верующие осетины в основном православные, есть мусульмане-сунниты.

Большая советская энциклопедия:

Осетины
(самоназвание ирон, на З. Северной Осетии — дигорон)
нация, основное население Северно-Осетинской АССР и Юго-Осетинского АО; живут также в ряде районов Грузинской ССР, Кабардино-Балкарской АССР, в Ставропольском крае, в том числе в Карачаево-Черкесской АО. Общая численность 488 тыс. чел. (1970, перепись). Говорят на осетинском языке (См. Осетинский язык). Этногенез О. связан как с древним аборигенным населением Северного Кавказа, так и с пришлыми народами — скифами, (7—8 вв. до н. э.), сарматами (4—1 вв. до н. э.) и особенно аланами (См. Аланы) (с 1 в. н. э.). В результате оседания этих ираноязычных племён в областях Центрального Кавказа коренное население восприняло их язык и многие черты культуры. Сложившийся здесь мощный союз аланов-осетин, положивший начало образованию осетинской народности, в 13 в. был разгромлен монголо-татарским нашествием. С конца 15 в. возобновились процесс формирования осетинской народности (продолжался до 18 в.) и освоение предками О. южных склонов Главного Кавказского хребта. В западно-европейских и восточных источниках предки О. назывались аланами, в грузинских — осами (овсами), в русских — ясами. После нашествия монголо-татар (13 в.) и др. завоевателей аланы-осетины были оттеснены с плодородных равнин к Ю. — в горные ущелья Центрального Кавказа. На северных его склонах они образовали 4 крупных общества (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), на южных — множество мелких обществ, находившихся в зависимости от грузинских феодалов. Северная Осетия была присоединена к России в 1774 (после чего часть живших там О. вновь переселилась на С. в равнинные районы), Южная Осетия — в 1801. В течение многих веков О. тесно общались с грузинами и др. соседними народами, что нашло отражение в их языке, культуре и быте. Большинство О. исповедовало христианство (начало проникать из Византии в 6—7 вв., позже — из Грузии), меньшинство — ислам (с 17—18 вв.). Наряду с официальными религиями сохранялись и практически имели гораздо большее значение языческого верования и связанные с ними обряды. Основным занятием О. на равнинах было земледелие, в горах — скотоводство. Наиболее древние виды прикладного искусства О. — резьба по дереву и камню, художественная обработка металла, вышивка и др. Среди разнообразных жанров фольклора выделяется нартский (нартовский) эпос (См. Нартский эпос). Советская власть, колхозный строй изменили характер хозяйства О. сельское хозяйство стало высокомеханизированным, многоотраслевым. Большое число О. работает в промышленности. Широкое развитие получили все формы национальной культуры. Выросли кадры национальной интеллигенции. О. сложились в социалистическую нацию. См. также Северо-Осетинская АССР (См. Орджоникидзе), Юго-Осетинская АО (См. Юго-Осетинская автономная область).
Лит.: Народы Кавказа, т. 1, М., 1960.
Б. А. Калоев.

Этнографический словарь:

Представители одного из самобытных кавказских народов, проживающего главным образом в республике Северная Осетия (Алания).
Для них свойственны такие национально-психологические особенности, как высокая национальная гордость и самолюбие; честность и добросовестность в отношениях со своими близкими и единомышленниками, преданность начатому делу, стремление всегда достигать своей цели чего бы это им не стоило.
В их среде сильны патронимические (кровнородственные) связи и отношения, которые восходят своим содержанием к строгому соблюдению своих обязанностей, долга перед близкими, своими единоверцами и ради поддержания которых осетины никогда не поступятся своими принципами и идеалами.
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)

Советская историческая энциклопедия:

(самоназв. — ирон, на З. Сев. Осетии — дигорон) — нация, осн. население Северо-Осетинской АССР и Юго-Осетинской АО, живут О. также в ряде р-нов Груз. ССР, Кабардино-Балкарии, Ставропольском крае, в т. ч. в Карачаево-Черкесии. Общая числ. — 412,5 тыс. чел. (1959). Осетинский язык относится к сев.-вост. группе иран. языков; имеет 2 диалекта: иронский (лег в основу лит. языка) и дигорский. Этногенез О. преемственно связан как с ираноязычными народами: скифами, сарматами, аланами, так и с древним аборигенным населением Сев. Кавказа. В кон. 4-5 вв. часть алан, разгромленных гуннами, с Дона и Приазовья переселилась в предгорья Сев. Кавказа, смешалась с местным населением и передала им свой язык. С этого времени начинается формирование осетинской народности (продолжалось до 18 в.) и освоение аланами — осетинами юж. склонов Гл. Кавк. хребта. Они делились на 3 племени — иронцев (алан), дигорцев (аш-дигор), туальцев (двалов). В зап.-европ. и вост. источниках предки О. наз. аланами, в груз. — осами (овсами), рус. — ясами. Сохранились памятники алано-осской речи, древнейший из них — Зеленчукская надпись 10 в., написанная греч. буквами на осетинском языке. В 9-12 вв. у предков О. — алан сложилось раннефеод. гос. образование. После нашествия монголо-татар (13 в.) и др. завоевателей этнич. территория алан-осетин сильно сократилась, они были оттеснены с плодородных равнин в горные ущелья Центр. Кавказа. На сев. склоне они образовали 4 крупных общества (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), а на юж. склоне — множество мелких обществ. к-рые находились в зависимости от груз. феодалов. После присоединения Сев. Осетии к России (кон. 18 в.) часть О. вновь переселилась в равнинные р-ны. В нач. 19 в. у сев. О. появились крупные феодалы, к-рых на В. наз. алдарами, на З. — бадилатами. В течение мн. веков О. тесно общались с грузинами и др. соседними народами Сев. Кавказа, что нашло отражение в языке, культуре и быте О. Большинство О. исповедовало христианство (проникло из Византии в 6-7 вв. и широко распространялось в 10 в.), меньшинство — ислам (с 17-18 вв.). Вместе с тем сохранялись и имели большое значение языческие верования и обряды. Осн. занятием О. на равнинах было земледелие, в горах — скотоводство. Сов. власть, колхозный строй изменили характер х-ва О. Ликвидировано вековое безземелье трудового крестьянства, сел. х-во стало высокомеханизированным, многоотраслевым. Большое число О. работает в пром-сти. Широкое развитие получили все формы нац. культуры. Выросли кадры нац. интеллигенции. О. сложились в социалистич. нацию. См. также Северо-Осетинская АССР.
=====
Лит.: Народы Кавказа, т. 1, М., 1960.
=====
Б. А. Калоев. Москва.

Толковый словарь Кузнецова:

осетины
ОСЕТИНЫ -тин; мн. Народ, основное население Осетии; представители этого народа.
Осетин, -а; м. Осетинка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж.

Малый академический словарь:

осетины
-тин, мн. (ед. осетин, -а, м.; осетинка, -и, мн. осетинки, -нок, -нкам, ж.).
Нация, основное население Северо-Осетинской АССР и Юго-Осетинской автономной области, а также лица, относящиеся к этой нации.

Толковый словарь Ожегова:

ОСЕТИНЫ, ин, ед. ин, а, м. Народ, составляющий основное коренное население Осетии.
| ж. осетинка, и.
| прил. осетинский, ая, ое.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru