Определение слова «ОДНОГОЛОСИЕ»

Толковый словарь Ефремовой:

одноголосие ср.
1. Наличие в музыкальном произведении только мелодии.
2. Пение на один голос.

Большой энциклопедический словарь:

ОДНОГОЛОСИЕ — музыкальный склад, сводящийся к одной мелодии, исполняемой певцом или музыкантом-инструменталистом, а также несколькими исполнителями в унисон или октаву. Одноголосие преобладает в песенном фольклоре многих народов. См. также Монодия.

Большая советская энциклопедия:

Одноголосие
Монодия (греч. monoda — песня одного певца, от mnos — один и ds — певец), музыкальный склад, сводящийся к одной мелодии (См. Мелодия), исполняемой певцом или музыкантом-инструменталистом, нередко и несколькими исполнителями (в унисон или октаву). В отличие от многоголосия (См. Многоголосие), в О. не образуется созвучий, т. е. одновременных сочетаний разноимённых звуков. У многих народов О. является единственным складом народной музыки. Понятие монодии уже понятия мелодии, которое включает и мелодику, немыслимую без Аккомпанемента. Всё же под монодией иногда понимают и одноголосное пение с инструментальным сопровождением.

Толковый словарь Кузнецова:

одноголосие
ОДНОГОЛОСИЕ -я; ср. Муз. Тип музыкального изложения, для которого характерно наличие только мелодического голоса (без сопровождения и подголосков); мелодия, исполняемая в унисон несколькими голосами или инструментами. О. характерно для музыкального творчества многих народов. В музыке отсутствует полифония и царит о.

Малый академический словарь:

одноголосие
-я, ср. муз.
Наличие в музыкальном произведении лишь одной мелодии, исполняемой иногда несколькими голосами в унисон, без сопровождения других одновременных с ней мелодий.

Музыкальная энциклопедия:

Один из осн. способов изложения в музыке, характеризующийся ограничением одной мелодич. линией. В условиях О. понятие муз. произв. как целого тождественно понятию мелодии. Очень близки, во многом и тождественны понятия "О." и монодия; их гл. различие состоит в том, что термин "О." акцентирует скорее фактурную сторону явления, а "монодия" — структурную.
О. — простейший и поэтому первичный способ изложения муз. мысли. Осн. отличие О. от многоголосия состоит в том, что одна мелодич. линия должна вместить в себя всю совокупность средств музыки. Преимущество О. — в возможности полного выражения мысли посредством одной только мелодии. Оборотная сторона той же специфики О. — неприменимость выразит. средств, действительных лишь для созвучания неск. голосов, и связанное с этим ограничение сферы муз. содержания. Правда, посредством т.н. скрытого многоголосия ("скрытой полифонии") в О. можно достигнуть эффекта многогол. полнозвучия (И. С. Бах, сюиты для виолончели соло), однако подобная проекция многоголосия на одноголосную линию всегда даёт только частичную компенсацию; к тому же художеств. эффект заимствуется от др. муз. склада, к-рому О. здесь, т. о., подражает. Развитая проф. культура обращается к О. (в собств. смысле) в мелких формах или для достижения особых красок экспрессии (песня Любаши "Снаряжай скорей, матушка родимая" из 1-го д. "Царской невесты", песня матроса в начале 1-го д. "Тристана и Изольды"). Особое значение имеет О. в проф. музыке стран Востока (в т.ч. советского; примертаджикский Шашмаком — см. Маком) и др. внеевроп. культурах, где развитие О. является непосредств. продолжением древних традиций. О. распространено в фольклоре всех народов. Близки к О. бытующие формы произведений совр. песенно-танц. массовых жанров (однако в конечном счёте это всё же не О., а многоголосие, гомофония).
Исторически у всех народов О. образует первую ступень развития высокой проф. муз. культуры (в зап.-европ. музыке — григорианское пение, светская музыка средневековья; рус. знаменный распев и др. виды монодии). По мере становления многогол. форм и жанров О. оттесняется на задний план и перестаёт существовать как самостоят. ветвь иск-ва. Г. де Машо был последним из известных композиторов, писавших в жанрах одногол. музыки (отд. "островки" О. встречаются и позже, напр. песни Г. Сакса). Возрождение О., уже на новой основе, в условиях переосмысления классич. ладов мажорно-минорной тональной системы, осуществляется в музыке 20 в. (К. Дебюсси, "Сиринкс" для флейты соло, 1912; И. Ф. Стравинский, Три пьесы для кларнета соло, 1919; Т. Олах, Соната для кларнета соло, 1963).
Литература: см. при статьях Мелодия, Монодия.
Ю. Н. Холопов.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
одноголосие, -я

Толковый словарь Ожегова:

ОДНОГОЛОСИЕ, я, ср. (спец.). Музыкальный склад, основанный на наличии в произведении только одной мелодии.
| прил. одноголосный, ая, ое. Одноголосное пение.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru