Определение слова «НОУМЕН»

Толковый словарь Ефремовой:

ноумен
I м.
Непознаваемая вещь в себе в философии Канта.
|| противоп. феномен
II м.
Суть явления, кроющаяся за видимой реальностью.

Толковый словарь Ушакова:

НОУ́МЕН и нумен, ноумена, ·муж. (·греч. noumenos — мыслимый) (филос.). В идеалистической философии (в частности у Канта) — "вещь в себе", сущность вещи, не познаваемая из опыта, а являющаяся объектом чистой мысли; ант. феномен.

Большой энциклопедический словарь:

НОУМЕН (от греч. noumenon) — умопостигаемое в противоположность феномену, т. е. постигаемому чувствами; термин впервые употреблен Платоном.

Большая советская энциклопедия:

Ноумен
(от греч. nomenon —постигаемое)
термин, широко распространённый в философии средневековья и нового времени, обозначающий нечто умопостигаемое в противоположность Феномену, данному в опыте и постигаемому чувствами.

Большой словарь иностранных слов:

И нумен, ноумена, м. [греч. noumenos – мыслимый] (филос.). В идеалистической философии (в частности у Канта) – “вещь в себе”, сущность вещи, не познаваемая из опыта, а являющаяся объектом чистой мысли; противоположное феномен.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
ноумен, -а

Новейший философский словарь:

НОУМЕН — философское понятие, которое было введено в неоплатонизме для обозначения мира умопостигаемых сущностей. Понятие Н., которое использовалось в средневековой философии, получило наибольшую известность благодаря трансцендентальному идеализму Канта, который использовал понятие Н. для обозначение сферы, выходящей за пределы чувственного опыта. Традиционная взаимосвязь сущности и явления заменяется у Канта жестким противопоставлением сферы явлений обыденного и научного опыта (феномен) непознаваемому миру «вещи-в-себе» (Н.). Если первый подчиняется законам природного детерминизма и может быть познан средствами эмпирического познания, то второй находится за пределами чувственного опыта и является предметом абстрактных спекуляций разума, лишенных содержания. Мир Н., не подчиняющийся законам физического детерминизма, является невидимым двойником как субъекта, так и объекта, а также пристанищем внеопытных понятий, таких как Бог, свобода, вера. Понятие Н., по Канту, призвано ограничить возможности применения научного разума и тем самым сохранить пространство свободы для религии и морали. Понятие Н., выражавшее идеологию раннего протестантизма, было подвергнуто резкой критике последующими философами как источник противоречий кантовской системы.

Новая философская энциклопедия:

НОУМЕН (греч. – мысленное, умопостигаемое) – понятие, применяемое Платоном для характеристики трансцендентных идей, которые, по его учению, образуют идеальные архетипы, прообразы чувственно воспринимаемых вещей. В этом же смысле это понятие трактуется в ряде философских учений Средних веков и Возрождения. В философии Канта [КАНТ], придавшего понятию ноумена основополагающее значение, ноумены – априорные идеи чистого, т.е. не опирающегося на опыт, разума. Речь идет о психологической идее (субстанциальность души, личное бессмертие), космологической идее (мир как целое, свобода как предшествующая причинности, господствующей в мире явлений), теологической идее (Бог). Эти идеи, поскольку они не имеют основания в опыте, не свидетельствуют о существовании того, что в них мыслится: «стало быть, мы не можем даже утверждать, что познаем и усматриваем возможность этих идей, не говоря уже об их действительности» (Кант. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука. – Соч. в 6 т., т. 4, ч. 1. М., 1965, с. 314). Тем не менее идеи чистого разума безусловно необходимы и эвристически плодотворны; они являются регулятивными принципами, которые оптимально синтезируют многообразие знания. Кант противопоставляет ноумены феноменам (явлениям) и в этой связи нередко отождествляет вещи-в-себе с ноуменами, хотя последние в отличие от вещей в себе не вызывают чувственных восприятий и не поставляют рассудку материал знания. Так, в «Критике чистого разума» (1781, рус. пер. 1867) Кант утверждает: «Понятие ноумена, т.е. вещи, которую следует мыслить не как предмет чувств, а как вещь в себе... не заключает в себе никакого противоречия» (там же, т. 3. М., 1964, с. 309).
В «Критике практического разума» и в «Метафизике нравов» Кант трактует ноумены как безусловно необходимые объекты веры чистого практического (т.е. нравственного) разума и тем самым, правда гипотетически, допускается их действительное существование.
Т.И.Ойзерман

Социологический словарь:

НОУМЕН (от греч. поитепоп — умопостигаемое, мысленное) — англ. поитепоп; нем. Nuomen. Умопостигаемая сущность, предмет интеллектуального созерцания, в отличие от феномена (объекта чувственного созерцания).

Грамматический словарь Зализняка:

Ноумен, ноумены, ноумена, ноуменов, ноумену, ноуменам, ноумен, ноумены, ноуменом, ноуменами, ноумене, ноуменах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru