Определение слова «Нимб»

Толковый словарь Ушакова:

НИМБ, нимба, ·муж. (·греч. nymbos) (спец. и ·поэт., ·устар. ). Сияние в виде кружка вокруг головы (на христианских иконах, у античных статуй и т.п.). «Как нимб, любовь, твое сиянье над всеми, кто погиб любя.» Брюсов.

Большой энциклопедический словарь:

НИМБ (от лат. nimbus, букв. — облако) — стилизованное изображение сияния вокруг головы (символ святости или божественности) — характерное для христианского, буддистского искусства.

Архитектурный словарь:

Символ божественности, обычно имеющий вид золотого диска за головой святого (по западноевропейской традиции — вид тонкого золотого кольца над его головой).
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
* * *
(лат. nimbus — облако, ореол) — изображение сияния вокруг головы бога, ангелов, святых в средневековом искусстве как символ святости, божественности. То же, что ГЛОРИЯ, ГЛОРИОЛА.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Большая советская энциклопедия:

(от лат. nimbus, буквально — облако)
стилизованное изображение сияния вокруг головы — символ святости или божественности, характерное для средневекового (христианского, буддийского) искусства.

Этимологический словарь Крылова:

Заимствование из немецкого, где Nimbus восходит к латинскому nimbus – "туман". Так в мифологии называлось облако, в котором боги спускаются на землю.

Толковый словарь Кузнецова:

НИМБ -а; м. [лат. nimbus]
1. сияние над головой или вокруг головы Бога, Богоматери, святого, изображаемое (на иконах, в живописи, скульптуре) в виде светящегося, лучистого круга; символ святости, божественности. Золотой н. Свет от нимба. Крестовый н. (диск с вписанным в него равноконечным крестом, изображаемый над головой Христа).
2. Световой круг, световая сфера вокруг ярко освещённых или светящихся предметов (особенно при их движении). Н. вокруг фонаря. Деталь вращалась, окружённая нимбом. Фары автомобиля в золотых нимбах.
3. чего или с опр. Высок. То, чем кто-л. известен, знаменит и что выражается в отношении окружающих; ореол. Н. славы. Он был окружён нимбом таинственности. Вокруг него — н. успеха.
Нимбовый, -ая, -ое (1 зн.).

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
нимб, -а

Толковый словарь Ожегова:

НИМБ, а, м. В изображениях святых, у церковных скульптур: символ святости сияние в виде светлого кружка вокруг головы.
| прил. нимбовый, ая, ое.

Теософский словарь:

(Лат.) Ореол вокруг головы Христа и Святых в Греческой и Римской Церквях имеет Восточное происхождение. Как известно каждому востоковеду, Будда описан имеющим вокруг головы светящиеся сияние шириною в 6 локтей; и, как показал Харди ("Eastern Monachism"), "его главные ученики изображаются местными художниками со схожим знаком величия". В Китае, Тибете и Японии головы святых всегда окружены нимбом.

Грамматический словарь Зализняка:

Нимб, нимбы, нимба, нимбов, нимбу, нимбам, нимб, нимбы, нимбом, нимбами, нимбе, нимбах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(от латинск. nimbus = туча, облако) — блестящий кружок, среди которого древнегреческие и римские художники, изображая богов и героев, нередко помещали их головы, дабы через то обозначить, что это — высшие, неземные, сверхъестественные существа. Относительно происхождения Н. мнения ученых расходятся: одни полагают, что этот иконографический символ божественности ведет свое начало от мениска () — круглого металлического помещенного горизонтально кружка, которым греки прикрывали выставленные на открытом воздухе статуи для защиты их от непогоды и от птичьих нечистот; другие ищут происхождение Н. в щитах, которые обыкновенно привешивались на спину людям, удостоившимся триумфа; третьи думают, что Н. первоначально явился как очень уместный атрибут в изображениях божеств, представлявших собой небесные светила, и уже потом сделался принадлежностью не только всех вообще олимпийцев, но и тех смертных, которые взяты или достойны попасть на небо. Всего вероятнее, что Н. обязан своим происхождением народному верованию греков, воображавших себе, что тело богов, когда они являются в человеческом образе, испускают от себя ослепительный блеск и бывает окружено сияющим облаком, частицей того светозарного эфира, который находится над земной атмосферой и составляет обычное местопребывание богов. Такое представление о богах, с самых ранних времен усвоенное греческой поэзией, впоследствии было перенесено из нее в образные искусства, главным образом в живопись, а так как в картинах сложной композиции изображать богов совершенно окруженными подобным сиянием было затруднительно; то художники стали довольствоваться условным его обозначением, а именно помещением его только вокруг голов. Точно так же может быть объясняемо происхождение других атрибутов божественности, употребляемых в искусстве, каковы ореол, лучезарный венец и мандорла (см.). Изучение дошедших до нас памятников греческого искусства доказывает, что Н. явился в нем не ранее эпохи Александра Македонского. От греков он перешел к римлянам, в Египет, в Индию, к поклонникам Брамы и Будды и в христианство. В иконографии последнего Н. сделался с древнейших времен принадлежностью изображений ипостасей Пресв. Троицы, ангелов, Богоматери и святых; нередко он сопровождал также Агнца Божия и фигуры животных, служащих символами четырех евангелистов. При этом для некоторых икон установились Н. особого рода. Таким образом, лик Бога-Отца помещался среди Н., имевшего вначале форму треугольника, а потом форму шестиконечной звезды, образованной двумя равносторонними треугольниками. С треугольным Н. иногда изображались также Св. Дух (в виде голубя) и Всевидящее Око. Спасителю христианская иконография присвоила преимущественно "крестовый" Н., т. е. круглый диск с начертанным внутри него равноконечным крестом, нижний конец которого скрывается за головой. Такой же Н. получили и символические изображения Христа, Добрый Пастырь и Агнец Божий, равно как в некоторых случаях и Св. Дух. Впоследствии украшением подобного Н. сделались, вместо креста, три линии или три пучка лучей, исходящих из середины диска в виде радиусов. Богородицу изображали и доныне изображают с кругообразным Н., украшенным двенадцатью звездами, диадемой или лучезарной короной. Ангелы и святые наделяются простым, круглым Н., который старинные живописцы, представляя апостолов, мучеников и вообще новозаветных святых, золотили, изображая же пророков и патриархов — серебрили.
А. С—в.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru