Определение слова «Николаевская железная дорога»

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Вслед за открытием движения по первой из русских жел. дорог, Царскосельской, было приступлено к обсуждению вопроса о соединении жел. дорогой Петербурга с Москвой. В учрежденном по этому вопросу комитете произошло разногласие относительно направления пути: одни находили более целесообразным провести железную дорогу через Новгород, другие стояли за более прямое направление. Император Николай I повелел дорогу устроить по прямому направлению, ибо не нашел ни одной уважительной причины вести ее на Новгород, который не лишится тех выгод, которыми ныне пользуется. Постройка жел. дороги начата была в двух участках одновременно: между Петербургом и Чудовым и между Вышним Волочком и Тверью; она производилась на счет казны. Паровозное движение, сначала служебное, а потом и для публики, началось в 1846 г. от Петербурга до Колпина и на соединительной ветви к Александровскому заводу на Неве. В 1849 г. открыто движение между Петербургом и Чудовым и между Выш. Волочком и Тверью. Официальное открытие движения по всей С.-Петербургско-Московской жел. дор. состоялось 1 ноября 1851 г. В 1868 г. Н. жел. дор., со всеми соединительными ветвями, подвижным составом и Александровским механическим заводом, передана была Главному обществу росс. железных дорог, сроком по 1952 г. С 1 янв. 1894 г. Н. жел. дор. выкуплена правительством и снова принята в казенное управление. К Н. жел. дор. присоединены в 1894 г. следующие железнодорожные линии: Путиловская, или Портовая, ветвь, проведенная частным обществом по южным окрестностям Петербурга, на протяжении 31 в.; Новоторжская, 128 в., построенная частным обществом и открытая для движения (от станции Осташково) до города Торжка в 1870 г., а до Ржева — в 1874 г.; Ржево-Вяземская, 116 в., сооруженная на средства правительства и со времени открытия (в 1888 г.) состоявшая во временном заведовании Новоторжской жел. дор. В 1895 г. присоединена Боровичская жел. дор., от ст. Угловка (Н. жел. дор.) до г. Боровичей, сооруженная в 1877 г., на протяжении 27 вер. Таким образом в настоящее время Н. жел. дор. состоит из главной линии между двумя столицами (609 в.) и поименованных боковых линии; общее протяжение всей дороги — 911 в. Главная линия Н. жел. дор., ПетербургМосква, начинается в Петербурге на высоте 4,7 саж. над уровнем Балтийского моря и первые 26 вер. пролегает по совершенно ровной поверхности. За ст. Колпино начинается слегка волнистая местность, которую дорога, постепенно поднимаясь, переходит выемками и насыпями. На 118 в. — мост через р. Волхов, с разводной частью для пропуска судов (отверстие моста 130,5 саж., высота над уровнем реки 10,75 саж.). Далее дорога пересекает так называемые Валдайские горы; местность здесь волнистая, дорога проходит в глубоких выемках и на высоких насыпях. Мост чрез р. Мсту на 177 вер. (отв. 173 саж., выс. 19 саж.). Поднявшись на высоту 92,8 саж., близ ст. Торбино (201 в.), линия пересекает гористую местность и проходит среди многочисленных озер. От ст. Выш. Волочок (341 в.) расположены по пути обширные, частью торфяные болота. Начиная с 388 вер. путь начинает постепенно спускаться в долину р. Волги; на 438 вер. пересекает р. Тверцу (мост отв. 86,6 саж.), а на 449 вер. — Волгу (мост отв. 84,2 саж.). На 469 — 498 в. дорога пересекает глубокую долину р. Шоши, чрез которую построены дамба, длиной 8 вер., при высоте до 5 саж., и мост (отв. 53,2 саж.). Далее линия поднимается и близ ст. Крюковой (566 в.) достигает наивысшей точки — 106,4 саж.; затем почти сплошным уклоном спускается к Москве, где и оканчивается в черте города, на высоте 72,1 саж. Все поименованные мосты железные, на каменных устоях; первоначально мосты были деревянные, перестроены во время управления линией Главным обществом российских жел. дорог. При перестройке мостов один из них, самый длинный (около 1 вер., при выс. в 27 саж.) чрез ручей Веребьинский (185 в.) заменен насыпью, для чего пришлось и самый путь удлинить на 5 в. Н. линия пересекает 4 губернии: С.-Петербургскую (563/4 в.), Новгородскую (2561/4 в.), Тверскую (180 в.) и Московскую (116 в.), касаясь, кроме обеих столиц, следующих городских поселений: на 24 в. пос. Колпина (казенные мех. зав.), на 152 в. пос. Маловишерского, на 341 в. г. Вышнего Волочка (бумагопрядильные и ткацкие фабрики, стеклянные и лесопильные заводы), на 452 в. г. Твери (пристань на Волге, обширные бумажные мануфактуры и строящийся большой механический завод) и на 525 в. г. Клина (в окрестностях много фабрик). Станций по линии 37, полустанков 16, платформ 18. Более замечательные станции Тосна (50 в.), Любань (78 в.), Чудово (111 в.; спичечные фабрики), Волховская (118 в.; пристань Соснинка, пароходство по Волхову), Окуловка (234 в. — фабрики писчебумажные и для изготовления мешков), Угловка (251 в.; известковые заводы), Валдайка (269 в., товарные мукомольни), Бологое (299 в.; пересечение с Рыбинской жел. дор.; значительный торговый центр), Спирово (372 в.), Осташковская (переименована в Новоторжскую, на 413 в.), Завидово (497 в. — обширный отпуск лесных материалов в Москву с пристани по р. Шоше, в 3 вер. от ст.), Решетниково, Химки (дачное место). Развитие этих новых торговых центров повлекло за собой упадок других, прежде существовавших; так, некогда значительная торговля с. Медного (в 30 в. от Твери) перешла на Новоторжскую ст., торговля с. Выдропужска (на пересечении Петербургско-Московского шоссе с р. Тверцой) — на Спировскую. В настоящее время Н. линия соединена с девятью железными дорогами и имеет, кроме поименованных боковых линий, 16 небольших ветвей, а именно:

| Ветви                                                             | Начало ветви                                  | Длина в верстах        |                    |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| Год             |
|                                                                       |                                 | В скольких   |              | В том          | открытия     |
|                                                                       | У какой станции        | верстах от    | Всей     | числе          | движения    |
|                                                                       |                                 | СПб.             | ветви    | принадл.     |                    |
|                                                                       |                                 |                     |              | Н. ж. д.       |                    |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Соединительные:                                                                                                                                                             |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1. С СПб.-Варшавской ж. д.                            | Петербург                 | 3                  | 4,4        | 4,4              | 1853            |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 2. С Балтийской ж. д.                                     | Тосно                       | 50                 | 0,8        | 0,2              | 1870            |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 3. С Новгородской (узкоколейной линии          | Чудово                     | 111               | —         | —               | —                |
| Рыбинской ж. д.)                                            |                                 |                     |              |                   |                    |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 4. С Рыбинской ж. д.                                      | Бологое                    | 300               | 0,6        | 0,3              | 1870            |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 5. С Московско-Ярославской ж. д.                  | Москва                     | 609               | 3,1        | 1,4              | 1871            |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 6. С Московско-Брестской ж. д.                      | "                               | —                 | 6,5        | 0,1              | 1870            |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 7. С Московско-Курской ж. д.                         | "                               | —                 | 3,4        | 0,3              | 1866            |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 8. С Московско-Казанской ж. д.                      | "                               | —                 | 6,5        | 0,4              | 1863            |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 9. С Московско-Нижегородской ж. д.              | "                               | —                 | 3,4        | 0, 3            | 1866            |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Боковые:                                                                                                                                                                          |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1. К складам СПб. общ.                                  | Петербург                 | 1                  | 0,5        | —               | 1875            |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 2. К кладовым СПб. город. думы                    | "                               | 2                  | 0,9        | —               | 1867            |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 3. К покойницкой часовне СПб. город. думы   | "                               | 2                  | 0,3        | —               | 1872            |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 4. К калашниковской пристани                        | "                               | 3                  | 3,8        | 3,3              | 1871            |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 5. К невским механ. и горн. заводам               | "                               | 4                  | 2,3        | —               | 1871            |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 6. К Глухозерскому заводу                             | "                               | 4                  | 0,5        | —               | 1880            |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 7. К Александровскому мех. заводу               | "                               | 6                  | 1,8        | 1,8              | 1845            |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 8. К Калинкинскому пивоварен. зав.                | "                               | 6                  | 1,2        | —               | 1881            |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 9. К Обуховскому сталелит. зав.                     | Обуховская близ ст.  | 10                | 2,9        | —               | 1886            |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 10. К торфяному зав. (закрыта)                       | Чудово близ ст.        | 103               | 0,7        | 0,7              | 1865            |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 11. К лесным складам                                    | В.-Волочок.               | 337               | 1,1        | 1,1              | 1877            |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 12. К лесным складам Бутина                         | Спирово                    | 373               | 0,2        | —               | 1873            |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 13. К лесной пристани на Волге                      | Тверь                       | 450               | 1,3        | —               | 1870            |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 14. К Морозовской мануфактуре                     | "                               | 452               | 0,6        | —               | 1869            |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 15. К пристани на р. Волге                              | "                               | 453               | 4,9        | 4,9              | 1864            |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 16. К фабрики Куманина                                 | Завидово                  | 499               | 0,5        | —               | 1875            |

Длина всех соединительных и боковых ветвей 48,8 в. принадлежит Н. железной дороге 19,4 в., другим железным дор. 18,2 в., разным учреждениям и частным лицам 11,2 в. Длина запасных путей на станциях, в том числе и парковых (48,1 в.), на Н. линии 385,6 в. (в 1868 г. их было 130,3 в.; 255,3 в. построены Главным общ. рос. жел. дор.), из них на станциях: Петербург 66,1 в., а вместе с сортировочным парком 114.2 в., Москва — 63,1 в., Бологое — 13,1 в.; Тверь — 19,6 в. Путь линии ПетербургМосква в две пары рельс, или в 1218 в.; длина всего рельсового пути на Н. линии составляет 1603,6 в.
Стоимость сооружения. Расходы по сооружению Николаевской жел. дор. ко времени открытия ее простирались до 64664751 руб., что составляло на 1 вер. главного пути (604,2 в.) 107 тыс. руб. Ко времени передачи дороги в Главное общ. рос. жел. дор. стоимость сооружения достигла 80096324 руб., или 133 тыс. руб. на версту. Сумма эта составилась из следующих статей:

| 1. Общие расходы                                              | 4638 тыс. руб.    |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 2. Отчуждение земель под путь                          | 2295 тыс. руб.    |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 3. Земляное полотно                                           | 19600 тыс. руб.   |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 4. Верхнее строение                                           | 15187 тыс. руб.   |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 5. Мосты, трубы, переезды и будки                     | 11676 тыс. руб.   |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 6. Принадлежности пути                                     | 506 тыс. руб.      |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 7. Постройки для подвижного состава                 | 2656 тыс. руб.    |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 8. Строения для станционной и дорожной служб | 11601 тыс. руб.   |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 9. Телеграф                                                        | 560 тыс. руб.      |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 10. Подвижной состав                                         | 7313 тыс. руб.    |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 11. Ветвь к Александровскому мех. зав.             | 149 тыс. руб.      |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 12. Дополнительные работы и постройки             | 3915 тыс. руб.    |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Всего                                                                  | 80096 тыс. руб.   |

В сумме этой заключаются и расходы мин. фин. по заграничным заказам подвижного состава, рельсов и других принадлежностей, которые составляли (1843—53 гг.) 5124 тыс. руб. При передаче дороги Главному обществу, в 1868 г., правительство между прочими условиями, обязалось выдать обществу в безвозвратную ссуду 12532 тыс. руб. на капитальное переустройство линии, причем подвижной состав должен был быть увеличен на 61 товарный и 24 пассажирских паровозов и на 2000 товарных вагонов. Главное общество не только исполнило эти работы, но привело линию в состояние соответствующее ее настоящим потребностям, на что в период 1868—94 гг. израсходовало 52216 тыс. руб.; современная стоимость Н. линии равняется 132312 тыс. руб., что составляет 217 тыс. руб. на 1 в. пути.
Подвижной состав Н. железной дороги состоял:

|                  | Число        | Число вагонов                       |
|                  | паровозов  |----------------------------------------------|
|                  |                   | Пассажирских   | Товарных    |
|-------------------------------------------------------------------------------------|
| В 1850 г.   | 163            | 157                   | ок. 2000      |
|-------------------------------------------------------------------------------------|
| В 1868 г.   | 191            | 252                   | 2627           |
|-------------------------------------------------------------------------------------|
| В 1880 г.   | 453            | 326                   | 10196          |
|-------------------------------------------------------------------------------------|
| В 1894 г.   | 414            | 423                   | 10144          |

Стоимость подвижного состава в 1894 г.: паровозов — 9369 тыс. руб., вагонов — 12600 тыс. руб. В пассажирских вагонах 17931 место; подъемная способность товарных вагонов равна 6539 тыс. пд. Кроме того, в 1894 г. па линиях Боровичской, Новоторжской и Ржевско-Вяземской было 22 паровоза, 46 пассажирских (на 1617 мест) и 393 товарных вагонов; подъемная способность последних — 261 тыс. пд.
Отопление на Н. жел. дор. преимущественно древесное; минеральное употребляется только на некоторых участках. В 1894 г. на отопление паровозов, вагонов, мастерских и зданий пошло:

|                                    | Кам. угля   | Кокса    | Торфа   | Дров          | Древесн.  | Проч. древесн.  |
| На линиях                   |                  |              |              |                  | угля         | отопления         |
|                                    |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                                    | пудов                                       | куб. саж.   | пудов       | куб. саж.           |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Петербург — Москва   | 1200517     | 75978    | 16940    | 102723       | 14960       | 1200                  |
| (вместе с Портовой)    |                  |              |              |                  |                 |                          |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Новоторжской             | 3670          | 78         | —          | 3347          | 1669         | 364                    |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Ржевско-Вяземской    | —              | —          | —          | 1899          | —             | 268                    |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Боровичской               | 1655          | 3833      | —          | 590            | 310           | 100                    |

Служебный персонал. Н. жел. дор. в 1895 г. состоял на линии СПб. — Москва из 15641 чел., получавших содержания около 6 млн. руб. в год, на прочих линиях — из 1509 чел., с годовым содержанием в 400 тыс. руб. На 1 версту пути приходится:

|                                          | Служащих   | Содержание им   |
|---------------------------------------------------------------------------------------------|
| На линии СПб. — Москва   | 24,44           | 9883 руб.            |
|---------------------------------------------------------------------------------------------|
| На прочих линиях              | 5,52             | 1445 руб.            |
|---------------------------------------------------------------------------------------------|
| На всех русских жел. дор. | 10,54            | 3340 руб.            |

Движением огромным по линии ПетербургМосква и слабым по прочим ветвям, сравнительно с движением на русских жел. дор. вообще — объясняется; почему число служащих так велико на основной линии и так мало на прочих ветвях Н. жел. дороги.
Пассажирское и грузовое движение по линии Петербург — Москва. С 1846 по 1851 гг., т. е. со времени открытия движения по отдельным участкам до открытия его по всей линии, провезено было 450 тыс. пассажиров, 28 тыс. пд. багажа и товаров большой скорости и 651 тыс. пд. прочих грузов; затем было перевезено:

|            | Пассажиров   | Багажа и товаров  | Грузов               |
|            |                      | большой скорости  |                          |
|            |---------------------------------------------------------------------------------|
|            | тыс. чел.        | тысяч пудов                                     |
|----------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1852    | 730                | 241                        | 10252                |
|----------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1860    | 1226              | 436                        | 24984                |
|----------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1870    | 1498              | 896                        | 67666                |
|----------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1880    | 1656              | 1064                      | 156910               |
|----------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1890    | 1970              | 1364                      | 163854               |
|----------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1893    | 2023              | 1732                      | 187528               |
|----------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1894    | 2263              | 2274                      | 313034               |
|----------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1895    | 2843              | 260469                                              |

Число поездов в оба конца было: в 1852 г. пассажирских 4 и товарных 8 в сутки, в 1869 г. — пассажирских 9 и товарных 26, в 1892 г. — пассажирских 22 сквозных и 12 местных, товарных 60 поездов ежедневно. Скорость движения пассажирских поездов была при открытии дороги 22 и 48 часов на весь путь (604 в.), в настоящее время (609 в.) — 121/2 час. для курьерского и 20 ч. для обыкновенных поездов. Из 45704 тыс. пассажиров, проехавших по линии ПетербургМосква в течение 26 лет (1869—94) было:

|                      | Число пассажиров  | Проехали верст   | На 1                       |
|                      |------------------------------------------------------------| пассажироверсту   |
|                      | в тысячах                                            |                              |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| I класса         | 1003                       | 460653                | 459                        |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| II класса        | 5031                       | 1199245              | 237                        |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| III класса        | 39617                     | 7484198              | 183                        |

Пассажирское движение всего более развито на станциях:

|                         | В 1869 г.                          | В 1894 г.                           |
| Станции:           |------------------------------------------------------------------------------------|
|                         | Отправлено   | Прибыло   | Отправлено   | Прибыло    |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Петербург         | 433639           | 405147      | 625197           | 588804      |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Колпино            | 94449            | 85620        | 146629           | 148845      |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Бологое            | 15543            | 15873        | 128068           | 121340      |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Новоторжская   | 22078            | 22942        | 81220            | 84500        |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Тверь               | 123028           | 118118      | 96055            | 87604        |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Химки               | 21929            | 24256        | 63166            | 161216      |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Москва             | 329347           | 334821      | 537111           | 394990      |

Проведение Рыб.-Бологовской и Новоторжской жел. дор. отклонило пассажирское движение от ст. Тверь и усилило движение на ст. Бологое и Новоторжской.
Товаров за 26 лет (1869—94) провезено: багажа и товаров большой скорости 28866 тыс. пд., пробег их — 10246 млн. пудоверст; малой скорости — 3843980 тыс. пд., пробег их 1353958 млн. пудоверст. Из товаров малой скорости перевезено по направлению к Петербургу 2283469 тыс. пд., к Москве — 1560511 тыс. пд. По товарному движению более всего работают:
Грузов тысяч пудов.

|                         | В 1869 г.                          | В 1894 г.                           |
| Станции            |------------------------------------------------------------------------------------|
|                         | Отправлено   | Прибыло   | Отправлено   | Прибыло    |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Петербург         | 21686            | 33170        | 22919            | 83622        |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Тосно               | 10                  | 4               | 5706              | 23092        |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Чудово             | 165                | 213           | 5540              | 4224          |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Угловка             | 154                | 49             | 6350              | 1576          |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Бологое            | 142                | 686           | 23962            | 3854          |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Новоторжская   | 828                | 499           | 6981              | 4295          |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Тверь               | 5305              | 2300          | 4186              | 4603          |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Москва             | 27783            | 28662        | 111748           | 72553        |

Рост грузового движения на ст. Бологое, Тосно, Новоторжской и Угловке произошел от проведения к этим станциям боковых железных дор.: Рыб.-Бологовской, соединительной с Балтийской, Новоторжской и Боровичской. Транзитного груза прошло через эти станции в 1894 г.:

|                         | Тысяч пудов                     |
|                         |------------------------------------------|
|                         | Отправлено   | Прибыло    |
|--------------------------------------------------------------------|
| Петербург         | 8809              | 17072         |
|--------------------------------------------------------------------|
| Тосно               | 5658              | 22898         |
|--------------------------------------------------------------------|
| Чудово             | 2815              | 3582          |
|--------------------------------------------------------------------|
| Угловка             | 3122              | 1462          |
|--------------------------------------------------------------------|
| Бологое            | 23557            | 3460          |
|--------------------------------------------------------------------|
| Новоторжская   | 5619              | 4079          |
|--------------------------------------------------------------------|
| Тверь               | 228               | —              |
|--------------------------------------------------------------------|
| Москва             | 106326          | 35673         |

В Петербург транзитный груз идет главным образом по Портовой ветви — ок. 9 млн. пд. по отправке и ок. 16 млн. пд. прибывшего с Н. линии; в Москве по отправке: с Моск.-Каз. 60 млн. пд. и Моск.-Курской ок. 20 млн. пд.; прибывший идет преимущ. на Моск.-Нижег. 61/2 млн. пд. и на Моск.-Каз. свыше 7 млн. пд. Из Твери груз транзитом идет с пристани по р. Волге.
Из грузов провезены были следующие товары малой скорости:

|                                                                     | В 1869 г.   | В 1894 г.   |
| Грузы                                                           |------------------------------------|
|                                                                     | тысячи пудов              |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Рожь                                                            | 10270        | 6984         |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Мука ржаная                                                | 4382         | 15527        |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Овес                                                            | 6064         | 31849        |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Пшеница                                                      | —             | 4395         |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Мука пшеничная                                          | —             | 10345        |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Проч. хлебные товары                                  | 3298         | 2901         |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Друг. жизненные припасы                            | 7723         | 18899        |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Хлопок                                                         | 1633         | 4504         |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Лесной товар                                               | 6244         | 10109        |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Дрова                                                          | 6021         | 19328        |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Кам. уголь и кокс                                         | 1181         | 5639         |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Нефть, остатки и продукты ее                      | 293           | 12632        |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Москательные и химические товары            | 1621         | 3862         |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Сено                                                            | —             | 4148         |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Камень, известь и другие строит.                 | 273           | 15081        |
| материалы                                                   |                 |                 |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Металлы не в деле                                       | 3130         | 6103         |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Проч. сырые и полуобработанные товары     | 5712         | 6958         |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Пряжа и мануф. товар                                 | 1798         | 4490         |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Машины и изделия из металлов                   | 10163        | 6884         |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Кирпич                                                         | —             | 4075         |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Прочие изделия                                           | 468           | 3454         |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Разные друг. товары                                    | 1726         | 8714         |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Всего                                                           | 72000        | 213034      |

Движение по боковым линиям в 1894 г. было:

|                                        | По Портовой   | По                 | По                   | По Ржево-   |
| Перевезено                     | ветви             | Боровичской | Новоторжской  | Вяземской  |
|                                        |                       | линии            | линии              | линии          |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Пассажиров, чел.            | 7696               | 42422            | 209669             | 96327          |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Грузов, тыс. пд.              | 28852             | 4885              | 10278              | 4909            |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| В том числе транзитных  | —                   | —                 | 1230                | 1455            |

Главнейшие грузы: по Портовой ветвиовес (4923 тыс. пд.), нефть, остатки и продукты ее (3449 тыс. пд.), каменный уголь (5639 тыс. пд.) и дрова (З656 тыс. пд.); по Боровичской линии — нефть, продукты и остатки ее (1036 тыс. пд.); по Новоторжской — пшеница (1697 тыс. пд.) и дрова (2241 тыс. пд.). Из станций боковых линий по грузовому движению более всего работают:

|                                            | Отправлено   | Прибыло    |
|                                            |------------------------------------------|
|                                            | тысячи пудов                    |
|---------------------------------------------------------------------------------------|
| по Боровичской линии:                                                   |
|---------------------------------------------------------------------------------------|
| Боровичи                            | 3136              | 1749           |
|---------------------------------------------------------------------------------------|
| Угловка                               | 1749              | 3136           |
|---------------------------------------------------------------------------------------|
| по Новоторжской линии:                                                 |
|---------------------------------------------------------------------------------------|
| Ржев                                   | 2007              | 1464           |
|---------------------------------------------------------------------------------------|
| Торжок                                | 2157              | 2725           |
|---------------------------------------------------------------------------------------|
| Новоторжская (Осташково)  | 4109              | 5536           |
|---------------------------------------------------------------------------------------|
| по Ржево-Вяземской линии:                                           |
|---------------------------------------------------------------------------------------|
| Ржев                                   | 1253              | 1937           |
|---------------------------------------------------------------------------------------|
| Вязьма                                | 2462              | 2120           |

Результаты эксплуатации H. железной дороги:
1) По линии Петербург — Москва.

|                  | Валовой доход  | Расход        | Чистый доход    |
| Годы         |---------------------------------------------------------------------------|
|                  | Рубли                                                                |
|----------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1842—51   | 556 тыс.             | 1572 тыс.    | —                      |
|----------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1852          | 4419 тыс.           | 2768 тыс.    | 1651 тыс.           |
|----------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1870          | 16537 тыс.         | 7130 тыс.    | 9407 тыс.           |
|----------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1880          | 22410 тыс.         | 10587 тыс.   | 11823 тыс.         |
|----------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1890          | 21844 тыс.         | 10096 тыс.   | 11748 тыс.         |
|----------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1893          | 25231 тыс.         | 11288 тыс.   | 13943 тыс.         |
|----------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1894          | 27256 тыс.         | 11556 тыс.   | 15700 тыс.         |
|----------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1895          | 31500 тыс.         | 12500 тыс.   | 19000 тыс.         |

На 1 в. пути в 1894 г. приходится дохода: валового 45126 p., чистого 25994 р. По доходности Н. линия (ПетербургМосква) занимает первое место среди русских железных дорог.
2) По прочим линиям Н. железной дороги, в 1894 г.:

|                             | Валовой доход  | Расход    | Чистый доход    |
| Линии:                  |------------------------------------------------------------------------|
|                             | Рубли                                                             |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Портовая ветвь     | 342 тыс.             | 166 тыс.   | 177 тыс.            |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Боровичская         | 89 тыс.              | 79 тыс.    | 10 тыс.              |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Новоторжская       | 487 тыс.             | 463 тыс.   | 24 тыс.              |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Ржево-Вяземская | 275 тыс.             | 213 тыс.   | 62 тыс.              |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| по 4 боков. лин.    | 1193 тыс.           | 921 тыс.   | 272 тыс.            |

На 1 в. пути по боковым линиям приходится дохода: валового 3950 руб., чистого 901 руб.
Ср. "Военно-Стат. Сборн. Вып. IV, Россия" (СПб., 1871); А. К. Макаров, "Н. жел. дор." ("Журн. Мин. Пут. Сообщ.", 1887); А. А. Головачев, "История железнодорожного дела в России" (СПб., 1881); А. А. Галати, "Н. жел. дор." (литограф. записка, 1896); "Отчеты Гл. Общ. рос. жел. дор. за 1892 и 93 гг."; издания мин. пут. сообщ.: "Стат. Сборн." (вып. 3 — 17, 19 — 21, 23, 24, 26, 27, 29, 30, 32, 33, 36, 37, 39, 40 и 42; изд. 1877—96), "Список паровозов в 1895 г." (изд. 1896), "Перечень линий, ветвей и станций жел. дор. к 1 нояб. 1894 г." (изд. 1895), "Статистич. обзор жел. дор. и внутр. водных путей для всемирной Колумб. выставки 1893 г. в Чикаго" (изд. 1893).
Д. Рихтер.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru