Определение слова «НИКИФОР I»

Большая биографическая энциклопедия:

Грек, митрополит Киевский. Прибыл 6 декабря 1104 г., умер в апреле 1121 г. Татищев (II, 169) совершенно неосновательно считает его княжеским избранником, из полоцких епископов, поставленным будто бы самими русскими епископами. О церковно-правительственной его деятельности известий не сохранилось. Но до нас дошло несколько его сочинений (4). Два из них полемического характера, против латинян, представляют собой послания, написанные к князьям. Одно послание написано по просьбе вел. кн. Владимира Всеволодовича Мономаха, содержит в себе краткое извещение об отпадении латинян и исчисление их заблуждений, которых митрополит приводит 20. Другое послание адресовано князю владимиро-волынскому Ярославу Святополковичу, и, кроме извещения об отпадении латинян и перечисления их заблуждений, содержит опровержение одного из последних — употребления опресноков. Остальные два произведения митр. Никифора нравоучительные — послание к Владимиру Мономаху и церковное поучение. Послание говорит о посте и предостерегает против клеветников и наушников, написано отвлеченно и витиевато. Поучение, сказанное в неделю сыропустную, побуждает слушателей к подвигам телесного и духовного поста.
Преосв. Макарий; Ист. рус. церкви, т. II, стр. 10—11; Голубинский, Ист. рус. церкви, т. І, перв. пол., стр. 287, 857, 858; А. С. Павлов, Критические опыты по истории древнерусской полемики против латинян; А. Н. Попов, Историко-литературный обзор древнерусских полем. сочинений против латинян, Моск., 1875 г. Первое полемич. посл. Никифора напеч. в памятниках Росс. Словесности XII в. Калайдовича; послание к кн. Ярославу и церк. поучение напеч. у преосв. Макария, Ист. рус. ц., т. II; посл. к Мономаху о посте напечатано в Русских Достопамятностях, ч. I.
{Половцов}

Никифор I
митрополит киевск., грек, прибыл 1104 г., † в апр. 1120 г.
{Половцов}

Советская историческая энциклопедия:

(Niknporos) (ум. 26.VI 1.811) — византийский император с 802. При императрице Ирине был логофетом геникона, после низложения Ирины провозглашен сановно- бюрократич. столичной знатью императором. Для упрочения финанс. положения Византии Н. I восстановил коллективную ответственность общин за взнос налогов, усилил гос. контроль за сбором податей. Н. I — сторонник иконопочитания, но к ересям относился терпимо. Вел борьбу против монашества и оппозиционной провинц. знати. Подавил восстание славян в Патрах против визант. господства. После неудачной войны с арабами вынужден был по миру 806 уступить им ряд городов. Стремился подчинить славян Балканского п-ова. Во время войны с Болгарией был убит в бою.
=====
Лит.: Ostrogorsky G., Geschichte des Byzantinischen Staates, 3 Aufl., Mnch., 1963, S. 156-68.
=====
M. Я. Сюзюмов. Свердловск.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(802—811) — император византийский. В царствование Ирины был великим логофетом; участвовал в низложении ее и избран на царство патриархом Тарасием. Это был энергический человек, неутомимо преследовавший противников своей политики; он нажил себе, поэтому, много врагов и очерчен весьма темными красками в византийской историографии. При нем велись сношения с Карлом Великим о признании за Каролингами императорского титула и о спорных между ними и Византией областях (Истрии, Далмации и сев. Италии). При Ирине Византия обязалась уплатой арабам ежегодной дани; Н. отказался вносить ее и вызвал тем военные действия со стороны арабов. Греческое войско потерпело большое поражение от арабов при Красе во Фригии; сам император был ранен и с трудом спасся. По миру, заключенному с арабами, Н. должен был поступиться в их пользу некоторыми городами Сирии, не возобновлять разрушенных крепостей и платить дань. Арабские набеги на Кипр и Родос причиняли империи много беспокойства и могли быть предотвращены лишь откупом. Поселившиеся в южной Греции славяне не хотели подчиняться греческой власти и составляли род независимой общины, которая управлялась собственными старшинами. В 807 г. славяне напали на Патры и держали город в продолжительной осаде, тем более опасной, что славянам помогали африканские мусульмане. Это восстание было усмирено Н., и славяне приведены в служебное положение к церкви апостола Андрея, патрона Патр. Болгары, под предводительством Крума, делали набеги на Фракию и Македонию. Н. несколько раз выходил в поле во главе своих войск, но смуты в столице заставляли его возвращаться. В 809 г. болгары овладели важным городом Сардиной; в 811 г. Крум запер византийское войско в горных проходах и 25 июля нанес ему страшное поражение. В этом деле убит был Н.; из черепа его победитель сделал себе чашу, из которой пил, по выражению летописца, похваляясь перед болгарами и славянами. Внутренняя деятельность Н. была столь же энергична и настойчива, как внешняя. Против него не раз составлялись заговоры в войске; много было недовольных им и в высшем обществе, и среди духовенства. Борьба его с духовенством, в особенности со знаменитым Феодором Студитом, объясняет те неудачи, которые постигали Н. как во внутренней политике, так, частью, и в военных делах. Причина вражды между Феодором Студитом и императором лежала в церковной политике: Н. следовал идеям иконоборческих императоров, наложил руку на церковные имущества, сравнял церковные земли со светскими по отношению к государственным податям и военным повинностям. Его финансовые и военные реформы, направленные к упорядочению экономических отношений империи, были встречены современниками с крайним неудовольствием и переданы у писателей в искаженном виде.
Ф. Успенский.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru