Определение слова «НАВЫК»

Толковый словарь Ефремовой:

навык м.
Дейстие, доведенное до автоматизма, характеризующееся цельностью, отсутствие поэлементного сознания и контроля; автоматизированное умение, приобретенное упражнениями или опытом.

Толковый словарь Ушакова:

НА́ВЫК, навыка, ·муж.
1. Уменье, созданное привычкой. У меня нет навыка к этой работе. Приобрести навык к чему-нибудь, в чем-нибудь. Трудовые навыки. «Навык мастера ставит.» (посл.).
| преим. мн. Практические уменья (пед.). Школа должна давать твердые практические навыки (читать, писать, считать и т.д.).
2. Привычная реакция (человека или животного) на какое-нибудь раздражение, возникающая в результате многократного опыта (псих., пед.). К числу навыков относятся ходьба, речь, трудовые движения.

Большая советская энциклопедия:

Навык
Доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего — двигательной). Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия, т. е. Н. в собственном смысле слова. В отличие от привычки, Н., как правило, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных условиях. Отдельные этапы образования двигательного Н. подробно прослежены в работах советского психолога Н. А. Бернштейна: исходя из концепции умственных действий, сделаны первые попытки планомерного формирования Н.
В экспериментах с животными хорошо изучены Н. прохождения лабиринтов, нахождения «обходного пути» (вокруг преграды), инструментальные Н. и др. С повышением общего уровня организации животного возрастает лабильность навыков, способность к переносу накопленного опыта в новые ситуации. Большое практическое значение имеет Дрессировка, когда Н. вырабатываются под целенаправленным воздействием человека.
Лит.: Бернштейн Н. Л., О построении движений, М., 1947; Ходжава З. И., Проблема навыка в психологии, Тбилиси, 1960; Сачко Н. Н., Гальперин П. Я., Формирование двигательных навыков, в кн.: Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий, М., 1968.

Толковый словарь Даля:

навык
См. навыкать

Толковый словарь Кузнецова:

навык
НАВЫК -а; м. Умение, приобретённое упражнениями, созданное привычкой. Развивать уменья и навыки. Приобрести навыки в стенографии. Н. к самостоятельной работе.

Малый академический словарь:

навык
-а, м.
Умение, приобретенное упражнениями, созданное привычкой.
Трудовые навыки.

К стихам приобрел я некоторый навык, переписывая тетрадки, ходившие по рукам между нашими офицерами. Пушкин, История села Горюхина.
Хотя я обладал некоторыми сценическими навыками, но настоящей профессиональной актерской техники, конечно, у меня еще не могло быть. Н. Черкасов, Записки советского актера.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
навык, -а

Толковый словарь Ожегова:

НАВЫК, а, м. Умение, выработанное упражнениями, привычкой. Приобрести н. к чему-н. Н. в работе.

Большой психологический словарь:

(англ. habit, skill).
1. Доведенное до автоматизма путем многократных повторений действие; критерием достижения Н. служат временные показатели выполнения, а также тот факт, что выполнение не требует постоянного и интенсивного внимания (контроля). Син. Операция (в теории деятельности А. Н. Леонтьева). Н. м. б. не только двигательными, но и перцептивными, мнемическими, мыслительными, речевыми и т. п. Огромное количество специальных Н. связано с осуществлением разных видов деятельности (бытовой, учебной, профессиональной). По современной терминологии, Н. относят к содержанию т. н. процедурной памяти. Способность к формированию и воспроизведению Н. — один из важнейших показателей общей интеллектуальной потенции и сохранности. Н. свойственны людям и животным (см. КРИВАЯ УПРАЖНЕНИЯ, Научение, Обучаемость, Плато). (Б. М.)
2. Н. (трудовых движений) — приобретенное в результате обучения и повторения умение решать трудовую задачу, оперируя орудиями труда (ручной инструмент, органы управления) с заданной точностью и скоростью. Н. — это хорошо сформированное действие, в динамическую структуру которого входят когнитивные компоненты: сенсомоторный образ рабочего пространства, образ исполнительного акта, программа действия и контроль (текущий и конечный) за его совершением, а также исполнительные (моторные) компоненты, включая коррекционные процессы. Взаимоотношения между перечисленными компонентами подвижны. Между ними возможен «обмен» временем и функциями, что обеспечивает точное и своевременное выполнение действия при достаточно широком диапазоне внешних обстоятельств и внутренних условий его осуществления. При организации процесса обучения трудовым Н. необходимо уделять особое внимание формированию когнитивных компонентов для предотвращения совершения импульсивных и реактивных актов и обеспечения выполнения целесообразных и разумных действий. Это достигается, в частности, вариативностью условий, в которых формируются Н. (См. также ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК, Интерференция навыков, Перенос, Привычка).

Социологический словарь:

НАВЫК — англ. habit; нем. Fertigkeit. Доведенное до автоматизма умение выполнять целенаправленные действия, в результате многократного повторения одних и тех же действий или решения типичных задач.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

навык
От на + выкнуть; см. учить.

Грамматический словарь Зализняка:

Навык, навыки, навыка, навыков, навыку, навыкам, навык, навыки, навыком, навыками, навыке, навыках

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru