Определение слова «НАРБУТ»

Большая советская энциклопедия:

I
Нарбут
Георгий Иванович [14(26).2.1886, хутор Нарбутовка, ныне Глуховского района Сумской области, — 23.5.1920, Киев], русский и украинский график. В 1906—17 жил в Петербурге. Как художник формировался под влиянием мастеров «Мира искусства» (См. Мир искусства) (в 10-е гг. был член общества), главным образом И. Я. Билибина, у которого учился. Работы Н. (в основном иллюстрации и оформление книг) отличаются чёткостью контурного рисунка и декоративностью композиций (илл. к сказке «Как мыши кота хоронили», изд. в 1910); его манере присущи тонкая стилизация мотивов ампира и использование сплошных чёрных силуэтов (илл. к басням Крылова, изд. в 1911—12), а с середины 10-х гг. — обращение к традициям украинского барокко, орнаментике и геральдике старых украинских гравюр (илл. к книге Г. К. Лукомского «Старинная архитектура Галиции», изд. в 1915).
В 1917 Н. переехал в Киев, став впоследствии первым значительным мастером украинской советской графики. Оформляя книги («Украинская азбука», 1917—18, не издана) и журналы («Мистецтво», «Зори» и др.), широко обращался к мотивам народного творчества. Обычная техника Н. — тушь, акварель.
Лит.: Георгий Нарбут. Посмертная выставка произведении, Харьков. 1926; Бiлецький П., Георгiй Iванович Нарбут, Київ, 1959.
Т. И. Володина.

Г. И. Нарбут. «Поэзия». Заставка к журналу «Мистецтво». Тушь, перо. 1919. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.
II
Нарбут
Теодор [28.10(8.11).1784, м. Шавры, ныне Лидского района Гродненской области, — 14(26).11.1864, Вильнюс], литовский историк и публицист, писал на польском языке. В 1803 окончил Виленский университет. Автор истории Литвы в 9 тт. (Вильно, 1835—41), написанной с феодально-монархических позиций. Собиратель литовских древностей и фольклора. Опубликовал источники по истории Литвы (Хроника Быховца, Вильно, 1846). Труды Н. способствовали популяризации исторических знаний в Литве, имели большое значение для развития её культуры в 19 в.
Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 1, М., 1955.
Р. К. Батура.

Советская историческая энциклопедия:

1.
(Narbutt), Людвик (1831 — 5.V.1863) — польск. революционер, один из руководителей восстания 1863 на терр. Зап. Белоруссии и Литвы. Сын историка Т. Нарбута. В 1850, будучи учеником виленской гимназии, сослан в солдаты на Кавказ за участие в патриотич. молодежных кружках. В 1859, будучи офицером, вышел в отставку. Принял участие в подготовке восстания 1863-64; возглавлял повстанч. отряд. Погиб в бою с царскими войсками под Дубичами.
=====
Лит.: Karbowski W., Ludwik Narbutt, Grodno, 1935.
2.
(Narbutt), Теодор (8.XI.1784 — 15.XI.1864) — литов. историк и публицист, писавший на польск. яз. В 1803 окончил Виленский ун-т. Автор истории Литвы в 9 тт. (Вильно, 1835-41), написанной с феод.-монархич. позиций. Один из основоположников литов. археологии, нумизматики, собиратель литов. древностей и фольклора. Опубл. источники по истории Литвы (хроники Быховца, Вильно, 1846). Труды Н. способствовали популяризации ист. знаний в Литве, имели большое значение для культуры Литвы 19 в.
=====
Лит.: Очерки истории ист. науки в СССР, т. 1, М., 1955.
=====
Р. К. Батура. Вильнюс.

Новейший философский словарь:

НАРБУТ Казимир (1738-1807) — представитель эклектического направления в философии эпохи Просвещения в Беларуси и Литве. Учился в пиарской школе в Щучине, затем в Любешовском новициате и пиарском коллегиуме в Дубровице. С 1759 — в Виленскои пиарском коллегиуме, около четырех лет — в пиарском училище в Риме. После возвращения в 1764 назначен профессором и префектом в Дубровицу. Затем переведен в Вильно. С 1773 по 1775 как воспитатель сыновей литовского подскарбия находился в Германии и Франции. Затем работал в Эдукационной комиссии в Варшаве. После третьего раздела Речи Посполитой отошел от дел, жил в деревне под Лидой. В 1769 издал в Вильно работу «Логика, или Наука рассуждения и разумного разговора». Автор курса «Эклектической философии». Совместно с учениками издал в 1771 «Избранные суждения из философии...». В качестве условий возможности философии рассматривал принципы свободы рассуждения и критического отношения к любым высказываниям. Целью философии считал поиск истины, направленный на решение практических задач общественной жизни. Последовательно выступал против схоластики, видя в ней препятствие для развития науки. Сторонник деизма. Основа познания — точность и очевидность идей, следование принципам метода Декарта. В начале 1770-х высказал идею о социальной природе человека, близкую идеям Греция и Локка. Государство рассматривал как организацию, возникающую в интересах всех и каждого по отдельности. Отстаивал идею автономности от государства естественных прав личности, которые лишь гарантируются государством. Основа общественного устройства — законы и неукоснительное следование им. Идеолог широкого светского образования. Критик сословной системы образования и воспитания, особенно иезуитской концепции, сам занимался школьной реформой в Беларуси и Литве. Одной из основных образовательных дисциплин считал светскую этику.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru