Определение слова «НАРАКА»

Большой энциклопедический словарь:

НАРАКА — в ведийской и индуистской мифологии подземное царство мертвых, ад. Поделен на 7 или более кругов для разного рода грешников.

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

1) Ад или совокупность адов в индуистской мифологии. Они находятся под подземным миром, ниже столицы царства бога смерти Ямы. В разных версиях мифов называется 6, 7, 21, 28 или 50 кругов ада, расположенных друг под другом. Каждый круг имеет свое название, несколько подразделений и "специализацию" по типам грешников: первый предназначен для бездетных, следующий — для ожидающих очередного воплощения и т. д. Чем глубже круг ада, тем тяжелее и страшнее наказания. В последнем, погруженном в вечную тьму, горя г и не могут сгореть в пылающей яме преступники, а демоны усугубляют их муки, раздирая их на части, варя в раскаленном масле, бросая на острые колья и т. п Чувства пребывающих в аду предельно обострены, и потому мученья их особенно невыносимы. Обитатели верхних кругов, отбыв положенный срок, вновь попадают в Kpyг бытия — сансару; обитатели же нижних обречены на муки до конца кальпы.
2) Имя демона, сына Вишну и богини земли Бхуми.
М. Альбедиль




1) ад,
2) существа, обитающие в адах.
Ады описываются как ямы, усеивающие каждую из земель нижнего мира и являющиеся их единственной достопримечательностью, т. к., кроме этих ям, на нижних землях нет ничего — "ни гор, ни морей, ни островов, ни городов, ни деревень, ни людей, ни богов".
3 млн адов расположены на земле Ратнапрабха, 2,5 млн — в Шаркарапрабха, 1,5 млн — в Валукапрабха, 1 млн — в Панкапрабха, 300 тыс. адов — в Дхумапрабха, 95995 — в Тамахпрабха и 5 адов — в Махатамахпрабха, итого 8 400 000 адов. Страдания находящихся в адах обусловлены прежде всего холодом или жарой, к-рые там царят. Ады трех верхних земель горячие, затем следуют две земли, где есть и горячие и холодные ады, а в темных нижних землях ады только холодные. Н., обитатели адов, живущие там в результате греховных деяний прошлой жизни, испытывают страдания также и от своих товарищей по несчастью: внешность и нравы их настолько омерзительны, что не выносят друг друга, Н. подвергают своих собратьев разнообразным пыткам, усугубляя тем самым и свои собственные муки. Бесполые, дурно пахнущие, похожие на черных ощипанных птиц, живущие в постоянном страхе взаимного преследования, они вдобавок подвергаются гнету бывающих на первых четырех землях нижнего мира асуров (см. ДЭВА и АСУРА). Хотя время пребывания в адах и ограничено кармой, тянется оно чрезвычайно долго — миллионы и миллионы лет. Каждая земля имеет свои пределы удержания грешников в адах, причем максимальное время пребывания в адах одной земли равно минимальному времени пребывания в нижележащей.
А. Терентьев

Мифологическая энциклопедия:

(др.-инд. nraka)
в древнеиндийской мифологии ад или совокупность адов. О «подземном доме», в котором демоны терзают грешников, впервые говорится в «Атхарваведе» (II 14; V 19). По более поздним представлениям, Н. разделен на 7, или на 21 («Законы Ману», IV 88-90), или на 28, или на 50 кругов, расположенных друг за другом под подземным миром паталой. На верхней границе Н. находится столица царства Ямы — Ямапуpa, где определяется участь умершего. В соответствии с семичленным делением Н. первый круг (пут) отведен для бездетных; второй (авичи) — для душ, ожидающих нового воплощения; в третьем (самхате) и четвертом (тамисре) наказывают за сравнительно незначительные проступки, и только последние три круга, погруженные в вечную тьму, предназначены для злостных преступников. В пятом круге (риджише) их непрерывно терзают змеи, ядовитые насекомые, дикие звери и птицы, как бы воплощающие в себе укоры совести. Через шестой круг (кудмалу) течет подземная река Вайтарани, полная крови и нечистот, в которых грешники задыхаются. А еще ниже лежит седьмой круг, бездонная какола, или собственно Н. Здесь в кромешной тьме светится одна только пылающая яма, в ней горят и не могут сгореть до конца преступники; рядом демоны раздирают их на части раскаленными щипцами, сбрасывают на остроконечные деревья, варят в масле и т. п. Пытки особенно мучительны из-за того, что все чувства грешников предельно обострены. И самое главное; в отличие от тех, кто пребывает в верхних шести кругах и кто по истечении определенного срока мучений получает новое рождение на земле, обитатели седьмого круга должны страдать до конца кальпы, т. е. до тех пор, пока не погибнет вся вселенная (Брахма-пур. 22; Вишну-пур. II 6 и др.).П. А. Гринцер.В буддийской мифологии Н. (санскр. niraya, naraka) — одна из шести сфер бытия в самаре. Н. — самое неблагоприятное место для перерождения, но все адские мучения не считаются вечными, так как после преодоления плодов неудачной кармы любое существо может возродиться в более высоких сферах и даже достичь нирваны. Более того, будды и бодхисатвы. могут, побужденные состраданием, сами отправиться в Н., чтобы избавить тамошних обитателей от страданий и направить их в более высокие состояния вплоть до нирваны. Таким образом, несмотря на то что описания Н. напоминают описания христианского ада, в сотериологическом контексте Н. соответствует скорее католическому чистилищу. В Н. живые существа (в том числе и люди) попадают за тяжкие преступления: убийства (включая животных), обман, самоубийства, клевету на будд и бодхисатв и т. д. Категории мучений различаются в зависимости от вида Н. (разрезание, сжигание, раздавливание, замораживание и т. д.). Однако после смерти мучившиеся в Н. существа оживают и жизнь начинается сначала. Общее описание Н. одинаково во всех основных школах буддизма. Главными Н. считают восемь жарких и восемь холодных. Кроме того, имеются еще второстепенные, т. н. соседствующие и случайные Н. Жаркие расположены под Джамбудвипой (мифологическое название Индии) один под другим, причем ужасающие свойства их нарастают в соответствии с удаленностью от поверхности земли (самым ужасным считается авичи). В четырех сторонах от жарких Н. находятся соседствующие ады (напр., наполненная кипятком и пеплом река Вайтарани). Холодные Н. расположены на краях мира, случайные Н. могут находиться в любых местах (в горах, в реках, пустынях и т. п.). Продолжительность пребывания в Н. колеблется от относительно малого количества лет в случайных до целых кальп в авичи. В народном буддизме Н. считаются реально существующими, но в философском буддизме (особенно в ваджраяне) их рассматривают как сотворение собственной психики.Лит.: Gam Po Kin Po Chhe, The Jewel ornament of liberation transl, from the Tibetlan, L„ 1969, p. 66-62; Waddell L. A., The Buddhism of Tibet or lamaism, Carnb., 1974. Л. Э. Мялль.

Теософский словарь:

(Санскр.) В популярном представлении ад, "темница под землею". Горячие и холодные ады, числом по восемь каждый, суть просто символы глобусов нашей семиричной цепи, с добавлением "восьмой сферы", которая, как полагают, находится в луне. Эта явная маскировка, так как эти "ады" называются оживотворяющими адами, ибо, как поясняется, любое существо, умирая в одном, тотчас же рождается во втором, потом в третьем, и так далее; в каждом жизнь продолжается 500 лет (маскировка числа циклов и реинкарнаций). Так как эти ады составляют одну из шести гати (состояний чувствующего существования) и так как говорится, что люди вновь рождаются в том или другом соответственно их кармическим заслугам или прегрешениям, маскировка становится очевидной. Более того, эти Нараки скорее суть чистилища, чем ады, поскольку из каждого из них можно освободиться с помощью молитв и заступничества жрецов за вознаграждение, — в точности как в римско-католической Церкви, которая в этом, кажется достаточно точно скопировала китайский ритуализм. Как было указано ранее, эзотерическая философия прослеживает каждый ад до жизни на земле, в той или иной форме чувствующего существования.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Naraka) — в индийской мифологии: 1) ад, расположенный глубоко под землей, ниже подземного царства Паталы; область мрака и ужаса, где души умерших подвергаются разным мучениям. Ману перечисляет двадцать один, а более поздняя Вишну-пурана — двадцать восемь отделов Н.; в последнем памятнике описываются и разные роды преступлений и наказаний, соответствующих каждому отделу.
2) Имя одного из злых демонов-асуров, самого непримиримого и страшного врага богов.
С. Б—ч.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru