Определение слова «Монорельсовая дорога»

Большой энциклопедический словарь:

МОНОРЕЛЬСОВАЯ ДОРОГА — транспортная система, в которой пассажирские вагоны или грузовые вагонетки перемещаются по балке (навесная монорельсовая дорога) — монорельсу, установленному на отдельных опорах или эстакаде, или под ней (подвесная монорельсовая дорога). Вместимость вагонов 60-120 человек, скорость до 240 км/ч, пропускная способность такая же, как у метро. Грузовые монорельсовые дороги применяют на промышленных предприятиях; грузоподъемность вагонеток 0,5-5 т, скорость 2-4 км/ч, протяженность до 1,5 км. Распространены в системах высокоскоростного транспорта, особенно в условиях больших городов с платной застройкой (Монреаль, Токио и др.) — из-за относительно высокой стоимости, повышенного шума.

Большая советская энциклопедия:

Монорельсовая дорога
Транспортная система, в которой вагоны с пассажирами или вагонетки с грузом перемещаются по установленной на эстакаде или отдельных опорах балке — монорельсу. В России первая грузовая М. д. с конной тягой была построена в начале 19 в. под Москвой механиком И. К. Эльмановым. В конце 19 в. в Гатчине был построен опытный участок электрифицированной М. д. электротехником И. В. Романовым. Однако широкого распространения в России М. д. не получили. За рубежом одной из старейших является функционирующая М. д. в г. Вупперталь (Германия), построенная в 1902. С 1957 по 1970 в США, Японии, ФРГ, Франции, Швейцарии, Канаде, Италии построено около 30 М. д. (в основном для экспериментальных целей или действующие на выставках). В СССР разрабатываются проекты М. д. (систем «Альвег» и «Сафеже») для пассажирских перевозок в крупных промышленных центрах, создан проект М. д. в Киеве для участка Гидропарк — мост им. Патона (протяжённостью 1,8 км), разрабатывается проект для г. Рустави протяжённостью 19,4 км.
Различают М. д. навесные — вагоны опираются на ходовую тележку, расположенную над путевой балкой (рис.), и подвесные — вагоны подвешены к ходовой тележке и перемещаются под монорельсом. Наиболее распространены навесные М. д. системы «Альвег», разработанные в ФРГ, например действующая М. д. в Токио к аэропорту Ханеда протяжённостью 15 км (Япония). Разновидности подвесных М. д.: системы «Скайвей», созданные в США, с открытой конструкцией путей и несимметричной подвеской вагонов, и системы «Сафеже», разработанные во Франции, с закрытыми путями внутри полой несущей балки и симметричным подвешиванием вагонов. М. д. благодаря способности развивать относительно высокие скорости, безопасности движения, возможности сообщения по кратчайшему расстоянию, независимости пути от ландшафта и условий планировки, сравнительно малой металлоёмкости и высокой энергетической экономичности, возможности полной автоматизации являются прогрессивным видом промышленного, городского и пригородного транспорта.
Ходовые тележки вагонов пассажирских М. д. имеют электрический привод, пневматические ходовые, пневматические или обрезиненные направляющие колёса, что обеспечивает бесшумность хода. Вместимость вагонов от 60 до 120 чел. Для междугородного сообщения перспективно строительство М. д., по которым возможно движение на воздушной подушке со скоростями от 150 до 500 км/ч (например, в Японии проектируется подобная дорога между Токио и Осакой, 1973).
Грузовые М. д. применяют на промышленных предприятиях как средство цехового и межцехового транспорта, а также для межзаводских связей (см. Промышленный транспорт). Вагонетки оборудуются специальными платформами, саморазгружающимися кузовами, захватами, подъёмными механизмами. Грузоподъёмность вагонеток 0,5—2 т (реже 5 т), скорость перемещения обычно 2—4 км/ч. Применение грузовых М. д. наиболее эффективно при циклических режимах работы на расстояния до 1,5 км.
Лит.: Орлова Н. Н., Монорельсовые дороги. Отечественная и иностранная литература за 1960—1966 гг., М., 1967; Михайлов А. С., Монорельсовые дороги и возможности их применения в городском и пригородном сообщении, М., 1971.
Е. И. Файнштейн.

Монорельсовая дорога системы «Альвег».

Горная энциклопедия:

Шахтная (a. monorail road; н. Einschienenhengebahn; ф. monorail; и. monocarril) — трансп. шахтная система, в к-рой по подвесному рельсу гл. обр. в спец. тележках перемещают разл. грузы и людей. Используется в горн. выработках, искривлённых в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Монорельсовый путь состоит из вытянутых в одну нитку отрезков двутавровых балок или рельсов и соединённых между собой встык при помощи хомутов. Стыковые участки являются местами подвески монорельса к крепи выработки или к спец. опорам. Тяговое усилие создаётся канатом (концевым или бесконечным) c приводом в виде лебёдки или малогабаритным локомотивом c двигателем инерционного типа или дизельным. Груз в контейнерах или пакетах на крюках подвешивается к раме тележки (или полуприцепа) или непосредственно к локомотиву. Макс. грузоподъёмность M. д. 12 т, дальность транспортирования до 2000 м, угол наклона выработки до ±25°, скорость транспортирования до 2 м/c. Безопасность эксплуатации M. д. обеспечивается за счёт использования спец. монорельсовых стопоров, ловителей, парашютных и амортизац. систем.
Г. И. Сперанский.

Техника. Современная энциклопедия:

монорельсовая дорога
Транспортная система, в которой вагоны для пассажиров или грузовые вагонетки перемещаются по балке – монорельсу, укреплённому на опорах или эстакаде. Подвижной состав может передвигаться поверх балки (навесная система) или находиться под монорельсом (подвесная система). Ходовая часть вагонов выполняется с колёсной, пневматической или магнитной подвеской, а также на скользящих опорах; используется электрический привод или двигатель внутреннего сгорания, воздушно-реактивный двигатель и линейный электрический привод в сочетании с магнитным подвесом. Первая монорельсовая дорога была построена механиком И. К. Эльманом в подмосковном селе Мечково в 1820 г., а год спустя в Англии на подобное же сооружение выдан патент. Старейшая из дорог построена в 1902 г. в г. Вупперталь (Германия). В 1935 г. под Москвой на станции Северянин сооружён экспериментальный участок дороги, некоторые конструктивные решения которой позднее были использованы в зарубежных проектах. Монорельсовые дороги действуют в Германии, Франции, Канаде, США, Японии. Именно замена городского транспорта – наиболее перспективный путь развития монорельсовых дорог, способных обеспечить высокие скорости движения и не мешающих другим видам транспорта и пешеходам.
Монорельсовая дорога:

навесная

подвесная

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru