Определение слова «Мигай, Сергей Иванович»

Большая биографическая энциклопедия:

[18(30).5.1888, Могилев — 8.12.1959, Москва] — арт. оперы (лирич. баритон), камерный певец. Нар. арт. РСФСР (1939). Род. в семье священника. С шести лет пел в церковном хоре, затем в хоре могилев. гимназии (иногда сольные партии), увлекался игрой на флейте. В 1907—09 учился на юридич. ф-те Петерб. ун-та, одновременно занимался вокалом в Петерб. конс. (кл. С. Габеля). За участие в студенческих волнениях был исключен из ун-та. Переехав в Одессу, поступил на юридич. ф-т Новороссийского ун-та. Одновременно в 1909—11 обучался пению в Одесском муз. уч-ще (кл. Ю. Рейдер). Впервые выступил на конц. эстраде 4 дек. 1909 с исп. арии Князя Игоря. В 1911 по рекомендации А. Неждановой был принят в Большой т-р (дебютировал в партии Валентина — "Фауст" в апр. 1912), на сцене к-рого выступал до 1924 и в 1927—30 (также гастролировал здесь в 1935— 38). С февр. 1912 обучался пению (св. 100 уроков) у гастролировавшего тогда в Москве М. Баттистини, под чьим рук. подготовил партии Дон Жуана ("Дон Жуан"), Фигаро ("Свадьба Фигаро") и Жермона. С 1916 совершенствовал сцен. искусство у К. Станиславского, подготовил под его рук. партии Онегина и Грязного (1917), Риголетто (1919—20). В 1921 впервые с большим успехом выступил в Петрограде. В 1924—26 и 1929— 41 солист ленингр. ГАТОБа (дебютировал в партии Дон Жуана — "Дон Жуан"), В 1926—27 выступал в Моск. оперной студии — т-ре им. К. С. Станиславского. В 1925—35 гастролировал в Харькове, Киеве, Одессе, Казани, Свердловске, Баку, Тбилиси (здесь выступал неоднократно; в спектакле "Кармен", посвященном памяти певца В. Сараджишвили, исп. партию Эскамилио на груз. яз.). Обладал сильным, ровным, гибким голосом чарующего "бархатного" тембра и широкого диапазона (св. двух октав), виртуозной техникой, мастерством филировки, умением петь на mezzo voce. В зависимости от стиля произв. и вокального характера партии певец менял манеру пения и окраску звука. "Безупречная кантилена, верхние ноты, в которых, казалось, он "купался", были легкими, непринужденными, лишенными всякой фразировки, и, наконец, четкое, ясное слово при абсолютно чистой интонации. Голос был ему послушен на форте и пиано... Он пел на беспрерывно льющемся звуке. Да, это была кантилена в самом лучшем значении этого слова. Мягкость его голоса сливалась с прекрасным тембром, создавала пластичность, при которой речевые интонации были тесно связаны с музыкой, что в целом составляло характерную, живую, музыкальную речь" (В. Шкафер). Благодаря виртуозному техническому мастерству с равным успехом выступал в лирич. и драм. партиях. Репертуар включал 65 партий (из них 43 ведущих).
1-й исп. в Большом т-ре партий: Ивана-королевича ("Кащей бессмертный"), 2-го корабельщика ("Сказка о царе Салтане"), Де Бретиньи ("Манон").Лучшие партии: Демон ("Демон" А. Рубинштейна), Князь Игорь, Грязной, Мизгирь ("Снегурочка"), Мазепа ("Мазепа" П. Чайковского), Роберт ("Иоланта"), Онегин; Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Ренато, Эскамилио, Тельрамунд. Др. партии: Веденецкий гость, Елецкий; Риголетто, Амонасро, Жермон, Граф ди Луна, Миллер, Фредерик. Партнеры: Р. Горская, Н. Ермоленко-Южина, П. Журавленко, В. Касторский, Е. Катульская, М. Максакова, А. Нежданова, Н. Обухова, Л. Собинов, Е. Степанова, Ф. Шаляпин. Пел п/у Н. Голованова, Э. Купера, С. Самосуда, В. Сука, Н. Федорова.
В 1912—46 вел конц. деят-сть. Дуэты А. Даргомыжского и М. Глинки неоднократно исп. с А. Неждановой и Л. Собиновым. С 1912 участвовал в концертах Кружка любителей рус. музыки. В 1912 исп. кантату "Весна", в 1913 — "Колокола" С. Рахманинова п/у автора (под его рук. подготовил также ряд романсов). После 1917 принимал активное участие в концертах для рабочих, с 1918 давал сольные концерты (в ансамбле с пианистом В. Ульрихом) в Москве, Ленинграде, Казани, Пензе, Смоленске. В годы Великой Отечественной войны выступал в воинских частях, госпиталях, у моряков Краснознаменного Балтийского флота. В камерном репертуаре насчитывалось св. 500 произв. Конц. программы составлялись из произв. одного-двух композиторов (Глинка и Даргомыжский, Чайковский и Рахманинов) или посвящались определенной теме. В февр. 1937 М. провел в Большом зале Ленингр. филармонии концерт памяти А. Пушкина, в к-ром исп. романсы А. Верстовского, Н. Титова, А. Гурилева, К. Кавоса, М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, Ц. Кюи, А. Глазунова, Ю. Шапорина ("Заклинание", 1-е исп.), Г. Свиридова ("Роняет лес багряный свой убор", "Подъезжая под Ижоры"; один из первых исп. его романсов); в сезоне 1937/38 — "Вечер итал. арий и неаполитанских серенад"; в июле 1941 — концерт в зале Ленингр. акад. капеллы, посвященный 100-летию со дня гибели М. Лермонтова, в к-ром исп. романсы Н. Титова, А. Варламова, A. Гурилева, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, М. Балакирева, А. Рубинштейна. Из зарубеж. классики певец предпочитал произв. Ф. Шуберта (с пианистом К. Игумновым подготовил 12 песен), Э. Грига.
В 1941—49 солист. рук. вокальной группы Всесоюзного радиокомитета и консультант вокально-хоровых передач. В 1946 гастролировал с концертами в Баку, Тбилиси, Ереване, Батуми, Сухуми, Кутаиси.
В 1948—59 преподавал в Моск. конс. (с 1952 проф.). Ученики: П. Гусев, Н. Дидученко, А. Лазарев, Ю. Мазурок, А. Савченко, А. Тихонов.
Принимал активное участие в муз. жизни страны (был членом жюри ряда смотров и вокальных конкурсов, внештатным рецензентом и консультантом ЦГАЛИ по вопросам истории рус. оперного искусства).
Записывался на грампластинки. Многие архив. записи М. — в ГЦММК и ГЦТМ.
Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1939).
В Могилеве переулок, где в юности жил певец, переименован в улицу им. Мигая.
Соч.: Театр в провинции // Рабочий и театр. 1926. № 20; Смотр вокальных сил // Сов. искусство. 1938. № 165; Творческие встречи // Известия. 1940. 16, мая; Елецкий и Онегин // Чайковский и театр: Статьи и материалы. — М.; Л., 1940; Методический доклад на конференции по вокальному образованию // Материалы Всесоюзной конференции по вокальному образованию. — М.; Л., 1941. С. 178—182; Слушая Обухову // Сов. искусство. 1947. 27 июня; Из воспоминаний (о А. Неждановой) // Там же. 1951. 26 июня; Леонид Витальевич Собинов. (Из воспоминаний о друге) // Сов. музыка. 1952. № 6. С. 68; Великий певец (о Л. Собинове) // Огонек. 1952. № 24; Живая традиция
B. Петрове) // Сов. искусство 1952. 24 сент.; Художник и народ (о Ф. Шаляпине) // Там же. 1953. 11 апр.; Дыхание в пении: Методич. очерк / Там же. 1953. 30 мая; Русская классика на болгарской сцене // Сов. культура. 1953. № 50. 27 окт.; Растущее мастерство // Там же. 1954. 11 марта; Жемчужина украинской оперной классики // Там же. 11 мая; Талант и труд (о Л. Собинове) // Там же. 16 окт.; Большой мастер (о певице из ФРГ Л. Зютхаузе) // Там же. 1955. 25 окт.; Концерты для народа // Сов. музыка. 1957. № 11; Памяти учителя и друга // Владимир Аполлонович Лосский: Мемуары. Статьи и речи. Воспоминания о Лосском. — М., 1959; Жизнеутверждающее искусство // Антонина Васильевна Нежданова: Материалы и исследования. — М., 1967; Дыхание в пении // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 4. — М., 1969.
Лит: Самойло К. Выдающийся певец // Веч. Москва. 1948. 2 июня; Памяти ушедших: С. И. Мигай // Сов. музыка. 1960. № 2. С. 207; Гусев П. С. И. Мигай. — Л., 1975.

Мигай, Сергей Иванович
Род. 1888, ум. 1959. Певец (баритон). Пел на сцене Большого театра (1911—24), Ленинградского театра оперы и балета (1924—27), вел концертную деятельность. Солист и руководитель вокальной группы Всесоюзного радио (1941—48). Народный артист России (1939). С 1952 г. профессор Московской консерватории.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru