Определение слова «МЕН ДЕ БИРАН»

Большая советская энциклопедия:

Мен де Биран
(Maine de Biran)
Мари Франсуа Пьер Гонтье (Gonthier) де Биран (29.11.1766, Бержерак, — 20.7.1824, Париж), французский философ-идеалист и политический деятель, роялист. В 1785—89 служил в королевской гвардии. В термидорианский период был член Совета 500, в период Реставрации — член палаты депутатов и Государственного совета. Первоначально примыкал к течению т. н. идеологов (А. Л. К. Дестют де Траси и др.), развивавших сенсуалистическую теорию познания в духе Дж. Локка и Э. Б. Кондильяка. В дальнейшем выступал с критикой сенсуализма («Опыт оснований психологии», 1812, полностью опубликовал 1859), который, по М. де Б., ложно представляет психические силы по образцу внешних физических причин. Человеческое «я», его внутренний мир не могут быть поняты по аналогии с предметами внешнего мира. Хотя метафизическая природа души непостижима, её проявления раскрываются нам посредством самонаблюдения. Основой сознания является волевое усилие, через сопротивление которому постигается нами бытие внешних вещей.
В 1820-е гг. М. де Б. развил идеи христианской метафизики. В «Новых опытах антропологии» (1823—24), оставшихся незавершёнными, он различает три ступени человеческой жизни — животную, человеческую и божественную, выражением которых соответственно являются чувственное ощущение, воля и любовь.
Волюнтаристические идеи М. де Б. оказали значительное воздействие на последующее развитие идеалистическрой философии во Франции (В. Кузен) и в России (Л. М. Лопатин и др.), а также на Персонализм и Экзистенциализм.
Соч.: Oeuvres, v. 1—14, P., 1920—49; Journal, v. 1—3, P., 1954—57.
Лит.: Кудрявцев Н., Философия Мен де Бирана в начальной стадии ее развития, М., 1911; История философий, т. 3, М., 1943; Fessard G., La mthode de rflexion chez Maine de Biran, P., 1938; Funke G. von, Maine de Biran, Bonn, 1947 (библ.); Gresson A., Maine de Biran, sa vie, son oeuvre, P., 1950; HaIlie Ph. P., Maine de Biran. Reformer of empiricism, Camb. (Mass.), 1959; Lacroze R., Maine de Biran, P., 1970.

Новая философская энциклопедия:

МЕН ДЕ БИРАН (Maine de Biran) Мари Франсуа-Пьер Гонтье (29 ноября 1766, Бержерак – 20 июля 1824, Париж) – французский философ. Происходил из семьи врача. Сделал блестящую политическую карьеру: был администратором департамента Дордонь (1795), членом Совета пятисот (1797), субпрефектом Бержерака (1806), членом палаты депутатов (1809), государственным советником (1816).
В развитии его философских идей можно выделить три периода. В первый период (до 1804), примыкая к школе «идеологов» (Кабанис, Дестю де Траси и др.), он выступает приверженцем сенсуалистической философии Кондильяка [КОНДИЛЬЯК].В докладе о «Влияние привычки на мыслительную способность» («Influence de l’habitude sur la facult de penser», 1803) он развивает мысль о том, что в разуме нет ничего, чего не было бы в наших чувствах.
Взгляды, характерные для второго периода (1804–18) – т.н. «философия воли» – изложены в докладе «Об анализе мышления» (1805), удостоенном премии Академии, и в «Опыте об основаниях психологии и об ее отношении к изучению природы» («Essai sur les fondements de la psychologie...», 1812, полностью опубликован в 1859). Генезис самосознания, Я (le moi) не может быть выведен из пассивных ощущений (sensations). Мыслящее индивидуальное Я является активным субъектом, определяющим возникновение восприятий (perceptions). Активность Я проявляется в волевом усилии (effort) при столкновении с не-я. Это «движущее волевое ощущение» на определенной стадии развития органической жизни берет на себя управление нашим телом, превращая чисто рефлексивные действия в автономную двигательную способность. Так, напр., если я хочу поднять руку, то инициатива исходит от Я, вызывая движение в моем теле. Мен де Биран различает два типа жизни: во-первых, жизнь животную, пассивную – жизнь ощущений, инстинктов, желаний, работа сновидений во время сна, автоматические действия в период бодрствования (иначе говоря, бессознательные механизмы); во-вторых, жизнь человеческую – активную жизнь субъекта как источника инициативы. Для объяснения постоянства Я во время сна или пребывания в бессознательном состоянии он вводит понятие души, отрицая возможность ее познания (существование души является лишь предметом веры).
Мен де Биран выделяет в человеке четыре системы: 1) аффективную, общую у человека с животными и предшествующую возникновению сознания; 2) сенситивную (пробуждение Я и его усилий); 3) перцептивную – сосредоточение усилий и внимания на каком-либо одном предмете, позволяющее познать те или иные вещи; задает иные правила поведения человека, нежели инстинкты; 4) рефлексивную – Я абстрагируется от всех случайных элементов, созерцает себя во всей чистоте, овладевает моральной свободой и ищет счастье в высших сферах разума. Третий период его творчества (1818–24) отмечен влиянием христианского мистицизма (Паскаль, Фенелон, м-м Гюйо). В незавершенной работе «Новые очерки по антропологии» («Nouveaux essais d’anthropologie», v. 1–2, 1823–24) он различает три рода жизни в человеке: животную (чувственность), человеческую (воля) и божественную (любовь). Оказал влияние на христианский экзистенциализм [ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ].
Сочинения:
1. Oeuvres, ed. de Р.Nisserand, 14 vol. P., 1920–44;
2. De l’ existence. Textes indits, ed. de H.Goutrier. P, 1966.
Литература:
1. Naville E. Maine de Biran, sa vie et ses penses. P., 1857;
2. Girard A. Le journal intime et la notion de personne. P., 1963;
3. Gouhier H. Maine de Biran par lui-mme. P., 1970;
4. More T.С.Т. The Psychology of Maine de Biran. Oxf., 1970;
5. «Revue intenationale de philosophie», 1970, № 75 (посвящен Мен де Бирану).
M.M.Федорова

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru