Определение слова «Мемлинг»

Большая советская энциклопедия:

Мемлинг
(Memling)
Ханс (около 1440, Зелигенштадт, Гессен, — 11.8.1494, Брюгге), нидерландский живописец. Учился, возможно, у Рогира ван дер Вейдена (См. Рогир ван дер Вейден), работал в Брюгге с 1465. Произведения М. отличаются умиротворённым настроением, ясным колоритом, ярко выраженной склонностью к бюргерской, бытовой трактовке религиозных сцен (триптих «Богоматерь со святыми», 1468, Национальная галерея, Лондон; рака св. Урсулы, 1489, Музей Х. Мемлинга, Брюгге). Вместе с тем для них характерна некоторая догматизация приёмов старонидерландской живописи, проявляющаяся, в частности, в алтаре со «Страшным судом», где достигнута известная монументальность образа (около 1473, костёл Девы Марии, Гданьск). Особенно примечательны такие произведения М., как «Вирсавия» — редкое в нидерландской живописи изображение обнажённого женского тела в натуральную величину (около 1485, Музей земли Баден-Вюртемберг, Штутгарт) — и портреты (преимущественно донаторов), в которых гуманистические элементы его искусства выступают наиболее наглядно.
Лит.: Никулин Н. Н., Алтарь Ганса Мемлинга «Страшный суд», «Искусство», 1960, № 12, с. 62—69; Friedlnder M. J., The early Netherlandisch painting, [v. 6, pt 1 — Hans Memling], Leyden — Brussels, 1971 (пер. с нем., библ.); Me Farlaine К. В., Hans Memling, Oxf., 1971.

Х. Мемлинг. «Богоматерь с донатором Мартином ван Ньивенхове». Левая часть диптиха. 1487. Музей Х. Мемлинга. Брюгге.

Х. Мемлинг. «Богоматерь с донатором Мартином ван Ньивенхове». Правая часть диптиха. 1487. Музей Х. Мемлинга. Брюгге.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Или Мемлинк (Ганс Memling, Memlink — живописец старонидерландской школы, которого прежде ошибочно называли также Гемлингом. Биографические сведения о нем очень скудны и ограничиваются тем, что он родился раньше 1430 г., вероятно, в Германии, был лучшим учеником Рогира ван дер Вейдена, с 1471 г. жил и трудился в Брюгге, где и умер 10 декабря 1495 г. Он держался стиля своего учителя, но стремился к более тонкой, миниатюроподобной отделке своих произведений, выказывая в них большую любовь к природе, теплоту чувства и наивно-милое понимание красоты и величия. Во многих случаях задний план его картин занят пейзажем, среди которого он нередко изображает, кроме главной сцены, несколько побочных, предшествовавших ей или следовавших за ней. Самые ранние из известных произведений М. — собственный его портрет (1462), находящийся в лондонской Национальной галерее; "Страшный Суд" (1467), большой триптих в Мариинской церкви, в Данциге; "Богоматерь с Младенцем и жертвователями" (1472), в галерее князя Лихтенштейна, в Вене. Наиболее блестящей порой деятельности этого мастера были, по-видимому, 1477—86 гг. К ним относятся его драгоценные картины Иоанновского госпиталя в Брюгге: "Обручение св. Екатерины" (1479), составляющая скорее прославление св. Иоанна Крестителя и св. Иоанна Богослова, "Поклонение волхвов" (1479) и знаменитый ковчег для мощей св. Урсулы (окончен в 1486 г.), на боковых, длиннейших сторонах которого изображены в шести картинах различные эпизоды из жития этой святойпроизведение, в отношении обдуманности композиции, прекрасной группировки, глубины выраженного чувства и деликатности исполнения, едва ли не превосходнейшее между всеми другими памятниками старонидерландской живописи. Из прочих произведений М. особенно замечательны напрестольные образа (retables) "Семь радостей Богоматери" (в Мюнхенской пинакотеке), "Семь горестей Богоматери" (в Туринской галерее), "Мадонна семейства Флоренштейн" (в Луврской галерее) и большой алтарный складень "Страсти Христовы" в любекском соборе, принадлежащий к последним работам художника (1491). Всех произведений М. насчитывается более пятидесяти. По всей вероятности, он участвовал в исполнении великолепных миниатюр знаменитого Бревиария Гримани, хранящегося в венецианской библиотеке св. Марка.
Ср. J. Weale, "Hans Memling, zijn leven en zijne schilderwerke" (Брюгге, 1871); Carton, "Les trois frres van Eyck, Jean Memling" (Брюгге, 1848), и Crowe und Cavalcaselle, "Geschichte der altniderl. Malerei" (Лейпциг, 1875).
А. С—в.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru