Определение слова «Мельгунов Ю. Н.»

Музыкальная энциклопедия:

Юлий Николаевич (30 VIII (11 IX) 1846, Ветлуга, ныне Горьковской обл. — 19(31) III 1893, Москва) — рус. пианист, муз. теоретик и фольклорист. В 1866 окончил Александровский (быв. Царскосельский) лицей. Игре на фп. обучался у А. Л. Гензельта и А. Дрейшока в Петербурге. С 1864 выступал как пианист. Ок. 1870 переехал в Москву, где нек-рое время занимался в консерватории в классе Н. Г. Рубинштейна. В 1875-76 изучал акустику и гармонизацию древних церк. напевов под рук. Ю. К. Арнольда. В Москве сблизился с нем. филологом и музыковедом Р. Вестфалем, стал последователем его теории муз. ритма. Результатом их совм. работы явилось изд. "10 фуг Баха" в редакции Вестфаля с предисл. М. "О ритмическом исполнении фуг Баха" (1878). С целью пропаганды своих взглядов на роль ритма в исполнении классич. музыки предпринял в 70-х гг. (вместе с Вестфалем) конц. поездку по Германии. Выступал также в городах России, Польши, Финляндии с Ф. Лаубом и К. Ю. Давыдовым. Гл. значение имеет деятельность М. как собирателя и исследователя рус. нар. песни. Его сб-ки "Русские народные песни непосредственно с голосов народа записанные" (вып. 1-2, 1879-85) открыли новую страницу в истории рус. муз. фольклористики, явившись первым опытом воспроизведения многогол. фактуры рус. нар. песни. В предисл. к 1-му вып. М. выдвинул идею о полифонич., подголосочном складе рус. хор. крестьянской песни, дал характеристику её самобытной ладовой основы, свободной от схем древнегреч. и ср.-век. ладов (в противоположность В. Ф. Одоевскому и А. Н. Серову). Он впервые применил запись разл. вариантов одного и того же напева, восстанавливая многогол. фактуру песни путём сведения вариантов в единое целое. В соответствии с этим М. приводит песенные напевы в виде таблицы вариантов напева (без подтекстовки), а затем в виде фп. изложения (с текстом). Наблюдения М. над подголосочной природой рус. хор. крестьянской песни получили в дальнейшем отражение в работах H. E. Пальчикова, Н. М. Лопатина и В. П. Прокунина, В. М. Орлова, нашли подтверждение в фонографич. записях Е. Э. Линёвой и М. Е. Пятницкого. М. принадлежит предисл. и ред. сб. "Напевы Вологодской губернии, собранные М. Куклиным" (вып. 1, М., 1890).
Сочинения: Русские народные песни, непосредственно с голосов народа записанные и с объяснениями изданные, вып. l — Для фортепьяно в 2 руки, вып. 2 — Переложение для фортепьяно в 2 руки П. Бларамберга, М., 1879-85; К вопросу о русской народной музыке. По ловоду новейших сборников народных песен, "Этнографическое обозрение", 1890, No 3; Записка о церковной музыке, читанная в заседании Московского общества любителей Церковного пения в мае 1883 года, в сб.: Труды Музыкально-этнографической комиссии, т. 1, М., 1906; О ритме и гармонии русских песен. Из посмертных бумаг Ю. Н. Мельгунова, там же; Элементарный учебник музыкальной ритмики, там же, т. 3, вып. 1, М., 1907.
Литература: Линёва Е., Ю. Н. Мельгунов как новатор-исследователь народной песни, "РМГ", 1903, No 23-24; Macлов A., Ю. H. Мельгунов как исследователь русской народной песни, "Этнографическое обозрение", 1903, No 3; Янчук Н., Памяти Ю. Н. Мельгунова, там же; Кашкин Н. Д., По поводу элементарного учебника музыкальной ритмики Ю. Н. Мельгунова, в сб.: Труды Музыкально-этнографической комиссии, т. 3, вып. 1, М., 1907; Лобанов М., Выдающийся исследователь-фольклорист, "СМ", 1971, No 10.
И. M. Ямпольский.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru