Определение слова «Мейнонг»

Большая советская энциклопедия:

Мейнонг
(Meinong)
Алексиус фон (17.7.1853, Львов, — 27.11.1920, Грац), австрийский философ-идеалист и психолог. С 1882 профессор университета в Граце; в 1894 создал там же первую в Австрии экспериментально-психологическую лабораторию. Философия М. представляет собой разновидность Неореализма. Исходя из философии Д. Юма и своего учителя Ф. Брентано, М. развил идеалистическую «теорию предметности», понимая под «предметом» не материальный объект, а данность объекта в переживании. При этом, по его мнению, безразлично, какова природа этого объекта: реальная ли это вещь или идеальное отношение, например понятия сходства и различия. Объект становится «предметом» только в акте познавания. Это положение М. было потом развито в теории интенциональности немецкого философа Э. Гуссерля (См. Гуссерль). Но в отличие от феноменологии Гуссерля, М. признаёт логический примат за «предметами», а не за актами сознания. М. разрабатывал также общую теорию ценностей (См. Ценностей теория). Идеи М. оказали влияние на развитие Неопозитивизма и, в частности, на ранние работы Б. Рассела.
Соч.: Untersuchungen zur Gegenstandstheorie und Psychologie, Lpz., 1904; ber die Stellung der Gegenstandstheorie im System der Wissenschaften, Lpz., 1907; ber Mglichkeit und Wahrscheinlichkeit, Lpz., 1915; Zur Grundlegung der allgemeinen Werttheorie, Graz, 1923; ber Annahmen, 3 Aufl., Lpz., 1928; Gesamtausgabe, Bd 1, Graz, 1969.
Лит.: Tegen E., A. von Meinong, Lund, 1935; Meinong Gedenkschrift, Graz, 1952.
А. Г. Мысливченко.

Новая философская энциклопедия:

МЕЙНОНГ (Meinong) Алексиус (17 июля 1853, Лемберг – 27 ноября 1920, Грац) – австрийский психолог и философ. В 1875–78 обучался в Вене под руководством Брентано [БРЕНТАНО]. С 1882 и до конца жизни – профессор университета в Граце. В 1894 основал первый в Австрии институт психологии. Наибольшую известность приобрела теория предметности Мейнонга, впервые сформулированная в 1904 в статье «О теории предметов» и обсуждавшаяся затем во всех его основных сочинениях. Следуя К.Твардовскому [ТВАРДОВСКИЙ], он проводил различие между тем, что «подразумевается» в интенции («содержание» интенционального опыта) и «объектом» интенции. Т.о. Мейнонг избегал проблем, связанных со смешением объекта, интендированного в акте, и любых ментальных феноменов. Хотя объекты, на которые направлено сознание, не являются мыслительными сущностями, они являются сущностями иного рода. Определить, что есть «предмет», невозможно, поскольку мы не можем указать ни на «род», ни на «характерные признаки» определяемого: «предмет» может быть обозначен только опосредованным образом – указанием на переживание, в котором он постигается. Как и Брентано, Мейнонг считает, что интенциональное отношение не зависит от существования объекта, равно как «объектом» может стать не только то, что существует. Теория предметности имеет дело не только с существующим, но и с не-сущим, а также возможным и невозможным («Пегас», «бесконечно большое число» и т.д.). Предметы сознания вообще находятся «по ту сторону бытия» (ausserseiend): бытие объектом сознания не содержит в себе никаких заключений относительно бытия или не-бытия предмета. Предметом, имеющим свои особенные качества, может считаться все, на что нацелено сознание. Поскольку Мейнонг определяет понятие предмета на основании постигающего его переживания, то его классификация предметностей строится на основе классификации элементарных переживаний: представлению, мышлению, чувству и желанию соответствуют объекты (объект оказывается частным случаем предмета), объективы (Objektive), дигнитативы (Dignitative) и дезиративы (Desiderative). Мейнонг различает предметности высшего порядка (дигнитативы и дезиративы) и предметности низшего порядка, лежащие в основе предметностей первого типа. В объекте мы имеем дело либо с «бытием» (напр., «А» есть), или с «так-бытием» (So-sein; «A» есть «В»), либо с «со-бытием» (если «А», то «В»). Объектив (или предмет суждения) есть то, что, по Мейнонгу, в философской традиции ошибочно называли «суждением». К дигнитативам принадлежит триединство истинного, прекрасного и благого, к дезиративам – «долженствование» и «цель». Мейнонг разрабатывал также теорию т.н. гештальт-качеств, (Gestaltsqualitt), выдвинутую австрийским психологом Эренфельсом (1859–1932) (напр., восприятие квадрата или мелодии не как суммы элементов, а как некоего целого). Мейнонг разрабатывал также проблемы ценностей [ЦЕННОСТЬ].
Сочинения:
1. ber Gegenstandstheorie. Selbstdarstellung. Hamb., 1988;
2. Gesamtausgabe, Bd. 1–8. Graz, 1968–78.
И.А.Михайлов

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru