Определение слова «Мальбранш»

Большая советская энциклопедия:

Мальбранш
(Malebranche)
Никола (6.8.1638, Париж, — 13.10.1715, там же), французский философ-идеалист, главный представитель Окказионализма (наряду с А. Гейлинксом). В 1664 принял сан священника. Знакомство с «Трактатом о человеке» Р. Декарта пробудило в М. интерес к философии. М. стремился сочетать Картезианство с августиновской традицией христианской философии (см. Августин). Основные сочинения — «Разыскания истины» (1674—75, русский перевод, т. 1—2, 1903—06).
Исходя из абсолютного разграничения протяжённой материи и мыслящего духа, М. считает, что эти две субстанции не могут сами по себе воздействовать друг на друга в силу различия их природы. Такое воздействие осуществляется в каждом случае лишь при участии божественной воли. М. различает четыре пути познания соответственно его объектам: через посредство самих вещей (познание бытия бога); через идеи вещей (познание материальных тел); через внутреннее чувство (познание собственной души); по аналогии (познание душ других людей и чистых духов). Ясное и отчётливое знание человек может иметь только о материальных телах, лишь в этой области применимы декартовские правила метода. Знания человека о своей душе, душах др. людей и о боге смутны и неопределенны — это область веры, а не разума, В понимании природы идей М. близок к платонизму. Созерцая идеи, человек видит их в боге. В противоположность Б. Спинозе, для М. не бог существует в мире, а мир в боге.
В силу противоречивости философии М. её критиковали с разных сторон. Ж. Б. Боссюэ, Ф. Фенелон и другие упрекали М. в отходе от ортодоксального христианства, что явилось причиной внесения сочинений М. (как и сочинений Декарта) в «Индекс запрещенных книг». Идеализм М. был подвергнут критике с позиций сенсуализма и материализма в трудах Дж. Локка и французских просветителей 18 века; с позиций ортодоксального картезианства учение М. критиковал А. Арно.
Соч.: CEeuvres completes, t. 1—20, P., 1958—68; в русском переводе — Беседа христианского философа с философом китайским, «Православный собеседник», Каз., 1914.
Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 2, ч. 1, с. 141; Ершов М. Н., Проблема богопознания в философии Мальбранша, Каз., 1914; Olle-Laprune L., La philosophic de Malebranche, t. 1—2, P., 1870; Etudes sur Malebranche, P., 1938; Ducass P., Malebranche. Sa vie, son oeuvre, 2 d., P., 1947: Gueroult M., Malebranche, t. 1—3, P., 1955—59; Rodis-Lewis G., N. Malebranche, P., 1963.
В. Н. Кузнецов.

Н. Мальбранш.

Новейший философский словарь:

МАЛЬБРАНШ (Ма1еbrаnсhе) Никола (1638-1715) — французский философ, главный представитель окказионализма. Основные произведения: «О разыскании истины» (1675), «Христианские размышления» (1683), «Беседы о метафизике» (1688) и др. Отправным пунктом учения М. стала неспособность картезианского дуализма объяснить проблему взаимодействия души и тела. Многие понятия Декарта, такие как субстанциальный дуализм, интеллектуальная интуиция и др., связанные с окказионалистской проблемой, приобретают в трактовке М. христианско-августинианское звучание. Утверждая принципиальную невозможность взаимодействия души и тела в силу их абсолютного разграничения, М. считал, что эти две субстанции имеют принципиально различную природу и потому под так называемой телесной причиной или причиной волевого акта следует понимать не что иное, как лишь «повод» для истинно «действующей» причины, т.е. Бога, с помощью которого только и возможно такое взаимодействие. Таким образом взаимосвязь тела и духа может быть, по М., объяснена как результат непрерывного непосредственного вмешательства божественной воли, понятого как чудо. В своей идеалистической интерпретации основных идей Картезия М. дошел до утверждения о невозможности естественного влияния не только тела на душу, но и тела на тело. В гносеологии М. различает четыре вида или пути познания объектов: познание бытия Бога через посредство самих вещей; познание материальных тел через идеи вещей; познание своей собственной души через так называемое внутреннее чувство и познание душ других людей и чистых духов через познание по аналогии. Согласно М., знания людей о своей душе и душах других людей, а также о Боге, являются все же областью веры, а не разума, поэтому к ним не могут быть применены критерии ясности и отчетливости, как это возможно в знании о материальных вещах. В толковании идей М. был близок к Платону, считая, что созерцая последние, человек видит их в Боге; не Бог существует в мире, а мир в Боге. «Все существует в Боге», «Бог есть место духов» — эти, и подобные им высказывания М. были близки к спиритуализму, в то время как признание им «материальных творений» придавало его учению пантеистическую окраску (»Бог находится повсюду в мире»). М. оказал большое влияние на Беркли, который довел до логического завершения ряд идей М., направив их на отрицание материальности как таковой. В 18 в. идеи М. были подвергнуты резкой критике со стороны английских материалистов-сенсуалистов, особенно Локка, и французских просветителей.

Новая философская энциклопедия:

МАЛЬБРАНШ (Malebranche) Никола (6 августа 1638, Париж – 13 октября 1715, Париж) – французский философ, главный представитель окказионализма [ОККАЗИОНАЛИЗМ]. Получив домашнее образование, изучал затем теологию в Сорбонне. В 1664 принял сан священника. Основные сочинения: «О разыскании истины» («De la recherche de la verit», 1674–75, рус. пер. т. 1–2, 1903–06), «Христианские размышления» («Mditations chrtiennes», 1683), «Беседы о метафизике» («Entrtiens sur la mtaphysique», 1688). Мальбранш стремился соединить основные идеи картезианства [КАРТЕЗИАНСТВО]с учением Августина. В онтологии вслед за Декартом исходил из различения двух субстанций – мыслящего духа и протяженной материи. Вследствие абсолютной независимости и разнородности этих субстанций их действие друг на друга невозможно; причиной связи души и тела в человеке, по Мальбраншу, может быть только Бог. В то время как Бог – общая и единственная истинная причина, обладающая способностью двигать тела, имеется и бесконечное множество частных причин – это причины естественные, или окказиональные. Естественные причины – только повод для проявления божественной воли. В основе гносеологии Мальбранша – учение о видении всех вещей в Боге. Человеческая душа не может непосредственно познавать материю (в силу разнородности двух субстанций). В то же время в Боге с необходимостью имеются идеи всех сотворенных Им существ. Поэтому познание внешних тел возможно для человека лишь через созерцание их идей в Боге. Мальбранш признавал 4 способа познания: непосредственное (знание о Боге); познание вещей через их идеи (знание о материальных телах); через внутреннее чувство (знание собственной души); по аналогии (знание чистых духов и душ других людей). Идеи Мальбранша оказали влияние на Лейбница, Беркли, Юма.
Сочинения:
1. Oeuvres compltes, . 1–20. P., 1958–67.
Литература:
1. Ершов M.H. Проблема богопознания в философии Мальбранша. Казань, 1914;
2. Oll-Laprune L. La Philosophie de Malebranche, t. 1–2. P., 1870;
3. Guroult M. Malebranche, t. 1–3. P., 1955–59;
4. Alqui F. Le cartsianisme de Malebranche. P., 1974;
5. McCracken C.J. Malebranche and British philosophy. Oxf., 1983.
A.A.Кротов

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru