Большая советская энциклопедия:
(Маderna)
Мадерно Карло (1556, Каполаго, Швейцария,—30.1.1629, Рим), итальянский архитектор. Работал в Риме (с 1588). В произведениях М. намечается переход от раннего к зрелому Барокко, с характерной для последнего пышностью декора и развитостью пространственной композиций (церковь Санта-Сусанна, 1596 — 1603; палаццо Маттео ди Джове, 1606—1616; и Барберини, с 1625, окончено Л. Бернини и Ф. Борромини). Руководя (с 1603) постройкой собора св. Петра, М. коренным образом изменил план Микеланджело, удлинив продольный неф, соорудив притвор и главный фасад.
Лит.: Hibbard Н., Carlo Maderno and roman architecture: 1580—1630, University Park. 1972.
К. Мадерна. Средний неф собора св. Петра в Риме. 1607—14.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
Карло (Maderna, 1556-1629) — римский архитектор, ученик своего дяди, Дом. Фонтаны. Из его построек известны в Риме: фасад црк. св. Сусанны, представляющий собой первый пример столь распространившихся в XVII в. фасадов с двумя или несколькими, надстроенными друг над другом, ордерами, дворец Маттеи-ди-Джове, фонтаны на площади св. Петра и отчасти дворец Барберини, оконченный Бернини и Борромини. Увековечил он свое имя преимущественно окончанием постройки (в 1605-13 гг.) собора св. Петра. Первоначальный план Браманте, греческий равноконечный крест, он превратил в латинский, удлинив западную часть собора на три гигантских пролета и соорудив впереди него громадные сени. Довольно безотрадный фасад собора — также его произведение; к сожалению, ему не удалось выполнить свой проект вполне: осадка почвы не позволила построить на двух концах фасада предполагавшиеся башни, которые перерезали бы однообразную линию аттика и придали бы ему большую монументальность и гармонию. М., превозносимый при жизни, подвергся потом суровой и не вполне справедливой критике: нельзя не поставить ему в заслугу того, что он устоял против общего в его время увлечения экстравагантными и дешевыми эффектами и старался при достройке Петровского собора идти по стопам Браманте и Микеланджело, по мере возможности не удаляясь от строгости и благородства их идей; если это ему и не удалось вполне, то виной тому не столько незначительность его дарования, сколько время, в которое он жил — время почти полного упадка итальянского искусства.
А. Б-уа.
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025