Определение слова «Лопухин»

Большая советская энциклопедия:

Лопухин
Иван Владимирович [24.2(6.3).1756, село Воскресенское, ныне Кромский район Орловской области, — 22.6(4.7).1816, там же], русский государственный деятель, публицист. Из дворян. С начала 1780-х годов сблизился с московскими масонами и вступил в орден розенкрейцеров (см. Масонство). В 1783 масонское «Дружеское общество» открыло две типографии в Москве, одну на имя Н. И. Новикова, другую на имя Л. В 1783—92 один из главных деятелей Типографической компании. В связи с её разгромом подвергся преследованиям. Сочинения Л. заняли большое место в русской масонско-мистической литературе. По общественно-политическим воззрениям Л. был монархистом, противником революции, апологетом крепостничества. Будучи сенатором и ревизором, отстаивал гуманные решения, смягчал суровые приговоры. Оставил «Записки...» (1860).
Лит.: Суровцев А. Г., И. В. Лопухин. Его масонская и государственная деятельность, СПБ, 1901.

Советская историческая энциклопедия:

1.
Иван Владимирович (24.II.1756 — 22.VI.1816) — рус. гос. деятель, публицист. Из дворян Орлов. губ. С нач. 80-х гг. 18 в. сблизился с моск. масонами и вступил в орден розенкрейцеров (см. Масонство). В 1783 масонское "Дружеское об-во" открыло две типографии в Москве, одну на имя Н. И. Новикова, другую на имя Л. В 1783-92 Л. был одним из гл. деятелей Типографич. компании, а в связи с разгромом ее подвергся преследованиям. Соч. Л. заняли большое место в рус. масонско-мистич. лит-ре. По обществ.-политич. воззрениям Л. был монархистом, противником революции, апологетом крепостничества. Как сенатор и ревизор отстаивал гуманные решения, смягчал суровые приговоры. Оставил "Записки..." (1860).
=====
Лит.: Суровцев А. Г., И. В. Лопухин. Его масон. и гос. деятельность, СПБ, 1901; Пиксанов Н. К.. И. В. Лопухин, в кн.: Масонство в его прошлом и настоящем, т. 1, М., 1914; Герцен А. И., "Записки" И. В. Лопухина, Собр. соч., т. 14, М., 1958; Плимак Е. Г., Масонская реакция против материализма в России, "ВФ", 1957, No 2.
=====
С. С. Дмитриев. Москва.
2.
Петр Васильевич (1753 — 6.IV.1827) — рус. гос. деятель, князь (1799). В 1798-99 — ген.-прокурор Сената. В 1803-10 — министр юстиции, в 1810-16 — пред. ряда департаментов Гос. совета, а в 1816-27 — пред. Гос. совета. В июне — июле 1826 Л. — пред. Верх. уголовного суда по делу декабристов.
=====
Лит.: Бантыш-Каменский Д. Н., Словарь достопамятных людей Рус. земли, ч. 2, СПБ, 1847; Иванов П., Опыт биографий ген.-прокуроров и министров юстиции, СПБ, 1863; Мин-во юстиции за сто лет, СПБ, 1902; Нечкина М. В., Движение декабристов, т. 2, М., 1955, с. 400-09.

Новая философская энциклопедия:

ЛОПУХИН Иван Владимирович [24 февраля (6 марта) 1756, село Воскресенское (Ретяжи) близ Кром, Белгородская губерния – 22 июня (4 июля) 1816, там же] – русский философ, писатель. Из дворян. С 1775 служил в армии. С 1782 советник, затем председатель московской уголовной палаты. В нач. 1780-х гг. сблизился с масонским кружком Н.И.Новикова. В 1784 – глава ложи «Блистающая Звезда». В 1785 вынужден был уйти со службы из-за начавшихся преследований масонов правительством Екатерины II. Занялся литературной и филантропической деятельностью в рамках новиковского кружка. При Павле I – статс-секретарь, позжетайный советник, переведен сенатором в Московский департамент. Выступал за смягчение приговоров по делам старообрядцев и сектантов. В 1812 вышел в отставку. Во 2-й пол. 70-х гг. Лопухин увлекся просветительской философией, особенно ценил и переводил Гольбаха, но уже в работе «Рассуждение о злоупотреблении разума некоторыми новыми писателями...» (1787) дал с религиозных позиций развернутую критику философии Просвещения и в дальнейшем критиковал рационализм, религиозный скептицизм просветителей, теории общественного договора и естественного права. Лозунгам Французской революции 1789 противопоставил внутреннюю свободу верующего человека. Под влиянием идей русских мистиков и мистических сочинений Бёме, Сен-Мартена, Арндта и др. стал убежденным масоном, приверженцем мистического христианства. В нравоучительном «Катехизисе истинных франк-масонов...» (1790) излагал религиозно-этические принципы масонства, главный из которых – необходимость нравственного самосовершенствования личности как взаимосвязанный процесс познания Бога и себя самого. Подробное описание масонского ритуала, а также изложение главных положений «популярного» и научного герметизма содержится в соч. «Искатель премудрости, или Духовный рыцарь» (1791). В основном его произведении «Некоторые черты о внутренней церкви...» (1789–98) рассмотрены ведущие идеи русского масонства. Истинный масон, в понимании Лопухина, тот, кто достигает возрождения во Христе через нравственное преображение, преодолевая в самом себе ветхого человека. Жизнь, построенная на христианских заповедях, при напряженной внутренней работе над собой ведет человека к Царству Божию, к мистическому слиянию с Богом, к созиданию церкви внутри себя. Философ подчеркивал свою верность православию, но, будучи приверженцем идеи внутренней церкви, воспринимал официальную религию как «внешнюю церковь», «внешнее богослужение». Лопухинубежденный монархист, противник социального равенства. В работах «Изображение мечты равенства и буйной свободы с пагубными их плодами» (1794), «Благость и преимущество единоначалия» (1795), «Отрывки сочинения одного старинного судьи и его же Замечания на известную книгу Руссову «Du Contrat social»» (1809) обосновывал установленное Богом «естественное неравенство». Критикуя отдельные стороны государственной жизни, в целом Лопухин выступал за сохранение русской культурно-исторической традиции и не видел противоречия между личным масонством и принадлежностью к православию.
Сочинения:
1. Масонские труды Лопухина. М., 1913;
2. Некоторые черты о внутренней церкви, о едином пути истины и о различных путях заблуждения и гибели. СПб., 1789;
3. Излияние сердца... М., 1794;
4. Нечто для размышления о молитве и сущности христианства. Орел, 1814;
5. Записки сенатора И. В.Лопухина. М., 1990.
Литература:
1. Лонгинов М.Н. Новиков и московские мартинисты. М., 1867;
2. Дубицкий А. И. В.Лопухин. Казань, 1889;
3. Лопухин Иван Владимирович (Барсков Я.Л.). – Русский биографический словарь, т. 10. СПб., 1914;
4. Пиксанов Н.К. И.В.Лопухин. – В сб. Масонство в его прошлом и настоящем. М., 1994, т. 1.
И.Ф.Худушина

Словарь русских фамилий:

Скорее всего, от народного названия болезни лопухаоспа или скарлатина. Почему людей именовали по болезням, прочитайте здесь. Лопухой, или лопухом, называют также растения с большими листьями, то есть репейник, чертополох. (Ф) А вот близкая по звучанию фамилия Лопухов произошла от прозвища Лопухмужик недалекий, простоватый, легко дающий себя обмануть.(Э) А есть еще диалектный глагол лапушится — «бодриться, ерошиться» (Г)

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru