Определение слова «логопедия»

Толковый словарь Ефремовой:

логопедия ж.
Раздел дефектологии, изучающий нарушения речи (заикание, картавость и т.п.) при нормальном слухе и разрабатывающий методику их устранения и предупреждения.

Толковый словарь Ушакова:

ЛОГОПЕ́ДИЯ, логопедии, мн. нет, ·жен. (от ·греч. logos — речь и paideia — воспитание) (спец.). Исправление недостатков, пороков речи, ·срн. логопатия.

Большой энциклопедический словарь:

ЛОГОПЕДИЯ (от греч. logos — слово, речь и paideia — обучение)отрасль дефектологии, изучающая нарушения речи при нормальном слухе и разрабатывающая пути их преодоления и предупреждения.

Большая советская энциклопедия:

Логопедия
(от греч. lgos — слово, речь и paidea — воспитание, обучение)
отрасль педагогической науки; изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.
Впервые вопросы коррекции недостатков речи нашли отражение в работах по сурдопедагогике (См. Сурдопедагогика), относящихся к 17 в. (в то время понятие глухонемоты ещё мало отличали от слухонемоты и др. дефектов речи у слышащих). Со 2-й половины 19 в. изучение недостатков речи при нормальном слухе приобретает самостоятельное, но по преимуществу медицинское содержание: исправление речи стали рассматривать как лечебную процедуру, которая проводилась врачами или медицинскими сестрами.
До конца 30-х гг. 20 в. преобладали односторонние представления о речи как о совокупности специализированных мускульных движений. Рассмотрение недостатков речи велось чаще всего в плоскости разработки симптоматических приёмов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы вместе с вопросами коррекции дыхательной системы составляли основное содержание Л. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности и появлением теоретических исследований в данной области коренным образом изменилось направление Л. — на первое место стало выдвигаться педагогическое содержание. Современная Л. исходит из представления о сложном строении речевой деятельности, многообразии её функций и способов влияния на психическое развитие человека.
Недостатки речи различны по своим проявлениям, своей природе, степени выраженности и влияния на психическое состояние и развитие. Одни из недостатков касаются произносительной стороны (например, Косноязычие), другие проявляются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма (дислексия, дисграфия), захватывают и лексико-грамматическую сторону речи (например, Алалия, Афазия). Наряду с нарушениями средств языка существуют отклонения в формировании речевого поведения, приводящие к заиканию (См. Заикание).
При логопедическом исследовании, помимо произносительных дефектов, устанавливается уровень лексико-грамматического развития, овладения звуковым составом слова, письменной речью и т. д. Широко исследуется состояние рецепторной деятельности, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и др. Изучение и преодоление недостатков речи ведётся с учётом данных др. областей знания: психологии, языкознания, физиологии, медицины. Нарушения речи преодолеваются педагогическими методами, направление специального обучения и коррекционно-воспитательных мероприятий по мере надобности сообразуется с медицинскими рекомендациями.
Прямое назначение Л. состоит в разработке вопросов речевой патологии, вместе с тем результаты исследований аномального развития речи способствуют расширению представлений в области общей психологии и педагогики речи. В СССР логопедическая помощь оказывается в специальных и массовых школах, дошкольных учреждениях, детских поликлиниках, стационарах и др. Логопедов готовят на дефектологических факультетах педагогических институтов. Научные исследования в области Л. ведутся в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР, педагогических институтах, некоторых научно-исследовательских медицинских учреждениях.
Лит.: Хватцев М. Е., Недостатки речи у школьников, М., 1958; Левина P. Е., Нарушения письма у детей с недоразвитием речи, М., 1961; Очерки по патологии речи и голоса, под ред. С. С. Ляпидевского, в. 1—3, М., 1960—67; Основы теории и практики логопедии, М., 1968; Каше Г. С., Фомичева Т. Б., Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста, М., 1971.
Р. Е. Левина.

Толковый словарь Кузнецова:

логопедия
ЛОГОПЕДИЯ -и; ж. [от греч. logos — слово, речь и paideia — воспитание] Отрасль педагогической науки, изучающая недостатки речи (заикание, картавость и т.п.) и способы их лечения.
Логопедический, -ая, -ое. Л-ое отделение.

Малый академический словарь:

логопедия
-и, ж.
Отрасль педагогической науки, изучающая недостатки речи (заикание, картавость и т. п.) и способы их лечения.
[От греч. — слово, речь и — воспитание]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
логопедия, -и

Толковый словарь Ожегова:

ЛОГОПЕДИЯ, и, ж. Раздел дефектологии, занимающийся недостатками речи и их исправлением.
| прил. логопедический, ая, ое.

Большой психологический словарь:

(от греч. logos — слово + paideia — воспитание)отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение недостатков речи, разработка принципов и методов их предупреждения и преодоления.
Нарушения речи могут затрагивать различные компоненты речевой деятельности. Одни из них касаются только произношения и выражаются в нарушениях внятности без каких-либо сопутствующих явлений (см. КОСНОЯЗЫЧИЕ); др. обнаруживаются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма (см. АГРАФИЯ, Дислексия, Дисграфия). Существуют нарушения, охватывающие как фонетическую, так и лексико-грамматическую систему (см. АЛАЛИЯ, Афазия). Часто недостатки речи касаются ее темпа и плавности (см. ЗАИКАНИЕ).
Нарушения речи нередко препятствуют успешному развитию познавательной деятельности детей, неблагоприятно влияют на формирование их психики. У них появляются такие черты, как замкнутость, неуверенность в себе, негативизм и др.
Преодоление нарушений речи осуществляется специальными педагогическими методами, часто при одновременном проведении врачебных мероприятий. Однако устранение неблагоприятных условий звукообразования само по себе обычно не обеспечивает преодоления дефектов речи, возникающих в связи с анатомическими особенностями артикуляционного аппарата. Исправление речи в этих случаях достигается проведением логопедической работы с детьми.
Исследования логопедов раскрыли механизмы взаимодействия нарушений слухового восприятия и речедвигательной функции, произносительной деятельности и фонемообразования, нарушений устной и письменной речи. Вскрыта взаимозависимость нарушений звуковой и смысловой сторон речи; тем самым выявлены сложные и многообразные механизмы психических процессов, участвующих в формировании речевой деятельности. См. также РЕЧИ РАССТРОЙСТВА.

Грамматический словарь Зализняка:

Логопедия, логопедии, логопедии, логопедий, логопедии, логопедиям, логопедию, логопедии, логопедией, логопедиею, логопедиями, логопедии, логопедиях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru