Определение слова «ЛИППС»

Большой энциклопедический словарь:

ЛИППС (Lipps) Теодор (1851-1914) — немецкий философ, психолог, эстетик; наряду с В. Вундтом и Г. Эббингаузом систематизатор немецкой психологии кон. 19 в.

Большая советская энциклопедия:

(Lipps)
Теодор (28.7.1851, Вальхальбен, Пфальц, — 17.10.1914, Мюнхен), немецкий философ-идеалист, психолог, эстетик. Профессор в университетах Бонна (с 1884), Бреслау (с 1890) и Мюнхена (с 1894); основатель Мюнхенского психологического института. Наряду с В. Вундтом и Г. Эббингаузом Л. — систематизатор немецкой психологии конца 19 в. Делая исходным понятием философии непосредственный психический «опыт», Л. видел в психологии основу всех философских наук — логики, этики и эстетики. В дальнейшем под влиянием феноменологии (См. Феноменология) Э. Гуссерля (См. Гуссерль) попытался преодолеть психологизм. Разрабатывал психологию искусства, в центре которой у Л. стоит понятие вчувствования (См. Вчувствование).
Соч.: Komik und Humor, Lpz., 1898; sthetik, Bd 1—2, Lpz., 1903—06; Leitfaden der Psychologie, 3 Aufl., Lpz., 1909; Vom Fuhlen, Wollen und Denken, 3 Aufl., Lpz., 1926; Psychologische Untersuchungen, Bd 1—2 Lpz., 1907—12; в рус. пер. — Основы логики, СПБ, 1902; Самосознание, СПБ, 1903; Основные вопросы этики, СПБ, [1905]; Руководство к психологии, СПБ, 1907.

Новая философская энциклопедия:

ЛИППС (Lipps) Ханс (22 ноября 1889, Пирна-на-Эльбе – 10 октября 1941, погиб во время войны в России) – немецкий философ. С 1911 – ученик Гуссерля в Геттингене. Диссертация «О структурных изменениях растений в измененной среде» (1912). С 1913 изучал медицину, во время 1-й мировой войны – полковой врач. С 1920 вновь в Гёттингене. В центре внимания Липпса анализ языка как средства адекватного описания многообразия мира. Кроме «деловой» установки человека по отношению к миру, в которой связь с вещами опосредуется той или иной системой научного знания, существует «изначальное отношение»: в трудах «К феноменологии познания» (1927–28) и «К герменевтической логике» (1938) Липпс анализирует формы речевого и мыслящего поведения человека в повседневной жизни, в непосредственном обращении с вещами, создавая т.н. «герменевтическую» логику, рассматривающую связь логических форм с жизнью и выполняющую по отношению к ним функцию истолкования. Подход Липпса нарушает традиционную иерархию логических форм: основным становится умозаключение, возникающее в реальной жизни в тот момент, когда неопределенность ситуации требует незамедлительного решения, а вещи «недостаточно ясно говорят сами за себя»; слово перестает быть нейтральным выражением внутреннего движения мысли или положения вещей, оно активно взаимодействует с ситуацией, проясняя и тем самым изменяя ее. Вследствие изменения аспекта – вместо «истинности» анализируются «правильность» и «соответствие» (правильным является вообще всякое «целесообразное поведение»)Липпс обращается к таким формам речи, которым традиционная логика, по его мнению, уделяла недостаточное внимание: просьба, вопрос, ответ, обещание.
Сочинения:
1. Werke, Bd. 1–5. Fr./M., 1976–78.
Литература:
1. Bollnow O.-Fr. Studien zur Hermeneutik, Bd. 2. Freiburg–Mnch., 1983.
И.А.Михайлов

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru