Определение слова «Либерт»

Большой энциклопедический словарь:

ЛИБЕРТ (Liebert) Ежи (1904-31) — польский поэт. Религиозная, проникнутая этическим поиском лирика (сборники "Другая родина", 1925; "Заклятья", 1930; "Пихтовая колыбельная", опубликован в 1932) — приобретшая известность уже в 1960-е гг. Переводы из русской поэзии 19-20 вв.

Большая советская энциклопедия:

Либерт
(Liebert)
Артур (10.11.1878, Берлин, — 5.11.1946, там же), немецкий философ-неокантианец. В 1910—33 руководил деятельностью Кантовского общества: в 1918—33 был одним из издателей журнала «Kant-Studien». Профессор Берлинского (1928—33 и в 1946) и Белградского (1934—39) университетов; в 1939—46 жил в Бирмингеме (Великобритания). Будучи представителем марбургской школы (См. Марбургская школа) неокантианства, Л. в дальнейшем попытался сочетать кантовский критицизм с неогегельянской диалектикой в развитой им концепции «критической» метафизики, противопоставляемой Л. «догматической» метафизике («Дух и мир диалектики», 1929). Выступал с критикой современной ему культуры, усматривая истоки «духовного кризиса современности» в переходе от нормативного мышления И. Канта и Г. Гегеля к релятивизму и историзму, как они сказались, по Л., у Л. Фейербаха, Ф. Нищие и В. Дильтея. В ряде работ 1930—40-х гг. защищал принципы буржуазного либерализма.
Соч.: Das Problem der Geltung, 2 Aufl., Lpz., 1920; Wie ist kritische Philosophie berhaupt mglich?, 2 Aufl., Lpz., 1923; Die geistige Krisis der Gegenwart, 3 Aufl., B., 1925; Erkenntnistheorie, Bd 1—2, В., 1932; Die Krise des Idealismus, Z. — Lpz., 1936; Der Liberalismus als Forderung, Gesinnung und Weltanschauung, Z., 1938; Der universale Humanismus, Z., 1946.
Ю. Н. Попов.

Новая философская энциклопедия:

ЛИБЕРТ (Liebert) Артур (10 ноября 1878, Берлин – 5 ноября 1948, там же) – немецкий неокантианец, пытавшийся соединить критицизм с диалектикой неогегельянского толка в концепции «критической метафизики». Профессор университета в Берлине (1928–33) и Белграде (с 1934). Критикуя классический рационализм за подчинение действительности господству разума, Либерт стремится, с одной стороны, преодолеть односторонность формального рационализма, а с другой – исключить иррациональность потока жизни. Свою концепцию он называет диалектическим рационализмом или диалектическим идеализмом. Диалектика понимается им как условие обновления жизни, ее норм, оснований и целей. Поскольку «жизнь» как основополагающее понятие диалектики относится к области иррационального, то и основные ее категории экзистенциальны: страх, полнота жизни, мощь, творческая сила, всемогущий поток, неотразимый порыв и т.п. Само понятие «жизнь» у Либерта развивается в рамках культурно-исторического варианта философии жизни. Жизнь, действительность, бытие, реальность – все это синонимы понятия «историческая жизнь», которая выявляет диалектический характер человеческого существования.
Сочинения:
1. Das Problem der Geltung. Lpz., 1920;
2. Geist und Welt der Dialektik. B. 1929;
3. Wie ist kritische Philosophie berhaupt mglich? Lpz., 1923;
4. Die geistige Krisis der Gegenwart. В., 1925;
5. Erkenntnistheorie, Bd. 1–2. В., 1930;
6. Die Kritik des Idealismus. Z., 1946.
Ф.H.Блюхер

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru