Определение слова «Либаний»

Большая советская энциклопедия:

Либаний
(Libanius)
(314 — около 393), греческий софист и ритор. Получил образование в Афинах. Сохранилось около 70 его речей, около 50 декламаций, свыше 1000 писем и автобиография. В речах Л. затронуты общественные и политические темы, воспитательное значение ораторского искусства. В литературном отношении наиболее ценны трагической и юмористической декламации Л.
Соч.: Libanii opera, ed. R. Foerester, v. 1—7, Lpz., 1903—13; в рус. пер. — Речи Либания, пер. С. Шестакова, т. 1—2, Каз., 1914—16.
Лит.: История греческой литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 3, М., 1960, с. 290—301.

Советская историческая энциклопедия:

(Libanios) (314-393) — др.-греч. софист и ритор. Род. в Антиохии, получил образование в Афинах. Преподавал ораторское искусство в Константинополе (с 340), Никомедии (с 344) и Антиохии (с 353). Принадлежа к муниципальной знати Антиохии, Л. в своих речах и письмах выступал выразителем интересов высшего сословия гор. населения — куриалов и ревностным сторонником имп. Юлиана Отступника. Его соч. являются важным источником для изучения политич., социальной, экономия., культурной жизни вост. городов Рим. империи. Учениками Л. в молодости были Иоанн Златоуст, Василий Кесарийский и историк Аммиан Марцеллин.
=====
Соч.: Opera, t. 1-11, Lipsiae, 1903-22; в рус. пер. — Речи. (Введ., предисл., примеч. С. Шестакова), т. 1-2, Каз., 1912-16.
=====
Лит.: Курбатов Г. Л., Ранневизантийский город, Л., 1962; Petit P., Libanius et la vie municipale а Antiocne au IV sicle aprs J.-C, P., 1955.

Новая философская энциклопедия:

ЛИБАНИЙ () из Антиохии (314–393) – позднеантичный ритор; преподавал в Константинополе (342–43), Никомедии (344–49), Антиохии (354–93). Сохранились 64 речи Либания (1-я речь – автобиография), 1544 письма и ряд учебных «образцовых» декламаций. Взгляды, риторический стиль и образ жизни Либания отличались независимостью от господствовавших в 4 в. риторических и философских школ и религиозных течений и преданностью родной Антиохии, что снискало ему уважение среди как язычников, так и христиан. Собственный идеал Либаний видел во «второй софистике»; свою карьеру ритора и общественную деятельность рассматривал как вариант практической философии. Речи Либания содержат богатый материал о культурной жизни поздней Римской империи и являются ценным источником по массовому сознанию, популярной философии, организации философского и риторического образования в Афинах и Антиохии, социальному статусу философов и риторов в 4 в. Историко-философский интерес представляет также переписка Либания, среди адресатов которой император Юлиан, Фемистий, Василий Великий, Акакий.
Сочинения:
1. Libanii, Opera, rec. R.Foerster, t. 1–11. Lipsiae, 1903–22;
2. Selected Works with engl. transl. by A.F.Norman, vol. 1–3. L., 1969–77;
в рус. пер.: Либаний. Речи, пер. С.Шестакова. т. 1–2. Казань, 1912–16.
Литература:
1. Paul P. Libanius et la vie municipale Antioche au IVe sicle aprs J.-C., 1957;
2. Libanios, hrsg. v. G.Fatouros, T.Krischer. Darmstadt, 1983;
3. Scholl R. Historische Beitrge zu den julianischen Reden des Libanios. Stuttg., 1994;
4. Wiemer H.-U. Libanios und Julian. Studien zum Verhltnis von Rhetorik und Politik im vierten Jahrhundert n. Chr. Mnch., 1995.
M.Л.Хорьков

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

См. Ливаний.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru