Определение слова «Ленинградский Малый театр оперы и балета»

Большая советская энциклопедия:

Ленинградский Малый театр оперы и балета
Академический, организован в 1918 (в здании бывшего Михайловского театра) с собственным оркестром, хором и мимическим ансамблем; в 1931 окончательно сформирована артистическая труппа. В 1920 назван Государственным академическим театром комической оперы, в 1921 переименован в Малый петроградский государственный академический театр, с 1926 — Государственный академический Малый оперный театр, в 1964 получил современное название.
В первые годы театр ставил русскую и зарубежную классику («Евгений Онегин» Чайковского, «Майская ночь» Римского-Корсакова, «Скупой рыцарь» Рахманинова, «Чио-Чио-сан» Пуччини, «Севильский цирюльник» Россини) и классические оперетты («Птички певчие» Оффенбаха, «Корневильские колокола» Планкета и др.). С середины 20-х гг. основное место в репертуаре театра занимают советские оперы. Были впервые поставлены: «За красный Петроград» Гладковского и Пруссака (1925), «Hoc» (1930) и «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», 1934) Шостаковича, «Тихий Дон» Дзержинского (1935), «Кола Брюньон» Кабалевского (1938), «Помпадуры» Пащенко (1939) и др. В 1933 под руководством Ф. В. Лопухова создана балетная труппа, которая поставила балеты: «Арлекинада» Дриго (1933), «Коппелия» Делиба (1934), «Кавказский пленник» Асафьева (1938), «Сказка о попе и о работнике его Балде» Чулаки (1940). Значительный вклад в становление и развитие театра внесли дирижёры С. А. Самосуд, Б. Э. Хайкин, Э. П. Грикуров, режиссёр Н. В. Смолич, балетмейстеры Ф. В. Лопухов, Б. А. Фенстер, И. Д. Бельский.
Среди лучших постановок 40 — начала 70-х гг.: оперы — «Война и мир» Прокофьева (1946, 1955), «Молодая гвардия» Мейтуса (1950), «Дон Карлос» (1955) и «Отелло» (1962) Верди, «Летучий голландец» Вагнера (1957), «Катерина Измайлова» Шостаковича (1965), «Виринея» Слонимского (1967), «Горцы» Чапаева (1971), «Порги и Бесс» Гершвина (1972), «Ифигения» Глюка (1972); балеты — «Юность» Чулаки (1949), «Сольвейг» на музыку Грига (1952), «Семь красавиц» К. Караева (1954), «Одиннадцатая симфония» Шостаковича (1966), «Антоний и Клеопатра» Лазарева (1968), «Тщетная предосторожность» Герольда (1971).
В театре в разное время работали: певцы — С. В. Балашов, Н. В. Вельтер, О. Н. Головина, Е. А. Красовская, Т. Н. Лаврова, А. Ю. Модестов, И. А. Нечаев, И. Е. Пичугин, А. И. Попова-Журавленко, В. Ф. Райков, А. И. Ступальская, С. Н. Шапошников и др.; солисты балета — С. П. Дубинин, В. С. Зимин, Г. Н. Исаева, Г. Н. Кириллова, Ю. П. Литвиненко, Ю. В. Малахов, Н. Р. Мириманова, Г. Н. Пирожная, В. М. Розенберг, Л. Н. Сафронова, В. М. Станкевич, С. К. Шеина и др.
В труппе театра (1973): певцы — заслуженный артист Дагестанской АССР Н. П. Зазнобина, В. А. Кузнецов, М. Л. Петрова, Е. П. Целовальник, заслуженный артист Чувашской АССР В. К. Ретюнский, артистка Е. С. Гороховская и др.; солисты балета — заслуженный артист РСФСР Н. А. Долгушин, Л. П. Камилова, Г. В. Покрышкина, заслуженный артист Северо-Осетинской АССР А. М. Сидоров, В. С. Муханова, Г. Р. Замуэль и др.; главный дирижёр заслуженный деятель искусств РСФСР А. С. Дмитриев; главный режиссёр народный артист РСФСР Э. Е. Пасынков; главный балетмейстер заслуженный артист Дагестанской АССР О. М. Виноградов; главный хормейстер заслуженный артист РСФСР Е. Д. Лебедев; главный художник М. С. Щеглов. Награжден орденом Ленина (1939).
Лит.: Ленинградский государственный ордена Ленина академический Малый театр оперы и балета, 1918—1968, [Л., 1968].

Музыкальная энциклопедия:

(Ленинградский ордена Ленина академический Малый театр оперы и балета) — один из ведущих муз. т-ров в СССР. Осн. в Петрограде в 1918. Открыт в здании быв. Михайловского т-ра (зрит. зал на 1248 мест). Неск. раз менял наименование: в 1920 — Гос. академич. т-р комич. оперы, с 1921 — Малый петрогр. гос. академич. т-р, с 1926 — Гос. акад. Малый оперный т-р, с 1964 — совр. название. Первоначально на его сцене шли спектакли Мариинского т-ра, но уже в сезоне 1918/19 т-р имел собств. оркестр, хор и художественно-постановочную часть; солисты привлекались из труппы Гос. акад. т-ра оперы и балета. В 1931 т-р получил самостоят. труппу.
В первые годы существования т-р ориентировался на малые оперные формы, ставил лирич. и комедийные спектакли, классические оперетты: "Миньон" Тома (1918), "Птички певчие" Оффенбаха (1918), "Царь-плотник" Лорцинга (1919), "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова (1919), "Корневильские колокола" Планкета (1919), "Нищий студент" Миллёкера (1920), "Фра-Дьяволо" Обера (1920), "Луиза" Шарпантье (1920), "Вертер" Массне (1920), "Ёлка" Ребикова (1921), "Рафаэль" Аренского (1921), "Скупой рыцарь" Рахманинова (1921), "Сын мандарина" Кюи (1921), "Цыганский барон" Штрауса (1922), "Герцогиня Герольштейнская" Оффенбаха (1922), "Иоланта" Чайковского (1923), "Золотой петушок" Римского-Корсакова (1923), "Там, где жаворонок поёт" и "Ева" Легара (1923) и др. В числе солистов — С. В. Балашов, Н. Н. Бутягин, Н. Л. Вельтер, Б. О. Гефт, О. Н. Головина, В. П. Грохольский, А. М. Кабанов, В. И. Кильчевский, Н. И. Ковальский, К. Ф. Комиссарова, E. А. Красовская, И. В. Лелива, A. Ю. Модестов, Е. Г. Ольховский, Г. Н. Орлов, А. И. Попова-Журавленко, В. Ф. Райков, Ф. Л. Ратнер, М. А. Ростовцев, Д. М. Снежинская, М. П. Софронова, Б. М. Фрейдков, П. И. Чекин, Н. Я. Чесноков и др.
С сер. 20-х гг. т-р активно работает над сов. оперой. Появляются спектакли — "За красный Петроград" Гладковского и Пруссака (1925), "Нос" Шостаковича (1930), "Камаринский мужик" (1933, 2-я ред. 1935), "Мать" (1939) Желобинского, "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича (1934), "Тихий Дон" (1935) и "Поднятая целина" (1937) Дзержинского, "Кола Брюньон" ("Мастер из Кламси") Кабалевского (1938), "Мятеж" Ходжа-Эйнатова (1938), "Помпадуры" Пащенко (1939).
С 1933 под рук. Ф. В. Лопухова начала работу балетная труппа (в неё входили — Н. А. Зубковский, Г. И. Исаева, Г. Н. Кириллова, К. В. Леонидова, B. М. Розенберг, Н. С. Соколов, Б. А. Фенстер, H. H. Филипповский и др.); были пост. балеты — "Арлекинада" Дриго (1933), "Коппелия" (1934) и "Фадетта" (1936) Делиба, "Светлый ручей" Шостаковича (1935), "Тщетная предосторожность" Гертеля (1937), "Кавказский пленник" (1938) и "Ашик-Кериб" (1940) Асафьева, "Сказка о попе и о работнике его Балде" Чулаки (1940).
В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 т-р находился в Оренбурге. Там были пост. — "Кровь народа" Дзержинского, "Калинка" Аксюка и Черёмухина, "Сильнее смерти" Волошинова, "Иоланта"; "Надежда Светлова" Дзержинского (все в 1943); в 1944 т-р вернулся в Ленинград. В 40-50-е гг., продолжая широко пропагандировать произв. сов. композиторов, т-р ставит также рус. и заруб. классику, стремится возродить забытые и редко исполняемые соч. Среди пост.: оперы — "Война и мир" Прокофьева (1946), "Молодая Гвардия" Мейтуса (1950), "Сицилийская вечерня" (1952) и "Дон Карлос" (1955) Верди, "Летучий голландец" Вагнера (1957), "Фиделио" Бетховена (1958), "Эсмеральда" Даргомыжского (1958), балеты — "Мнимый жених" (1946) и "Юность" (1949) Чулаки, "Сольвейг" на музыку Грига (1952), "Семь красавиц" К. Караева (1953) и др. В труппе т-ра в эти годы: певцы — А. Е. Алмазов, Т. В. Богданова, М. А. Довенман, Т. Н. Лаврова, B. Т. Морозов, А. И. Ступальская, А. В. Сутягин, C. Н. Шапошников и др., артисты балета — В. С. Зимин, Ю. П. Литвиненко, Ю. В. Малахов, Н. Р. Мириманова, Г. Н. Пирожная, Л. Н. Сафронова, В. М. Станкевич, А. С. Хамзин и др. Значит. вклад в развитие т-ра внесли худ. рук. и дирижёр С. А. Самосуд (1918-36), гл. дирижёры — Б. Э. Хайкин (1936-44), Э. П. Грикуров (1944-67), режиссёр Н. В. Смолич (1925-30), гл. балетмейстеры — P. В. Лопухов (1932-35), Л. М. Лавровский (1935-45), Б. А. Фенстер (1945-53), П. А. Гусев (1960-62), И. Д. Бельский (1962-72).
Среди пост. 60 — нач. 70-х гг.: оперы — "Отелло" (1962); "Принцесса Турандот" Пуччини (1963), "Виринея" Слонимского (1967), "Горцы" Чалаева (1971), "Порги и Бесс" Гершвина (1972), "Ифигения" (композиция по операм Глюка, 1972), "Не только любовь" Щедрина (1973); балеты — "Петрушка" (1961) и "Весна священная" (1969) Стравинского, "Барышня и хулиган" (1962), "Одиннадцатая симфония" (1966) на музыку Шостаковича, "Антоний и Клеопатра" Лазарева (1968), "Тщетная предосторожность" Герольда (1971), "Гаянэ" (1972), "Коппелия" (1973); "Ярославна" Тищенко (1974).
В труппе т-ра (1975): певцы — засл. арт. РСФСР В. К. Ретюнский, засл. арт. УССР Л. А. Сиренко, засл. арт. Даг. АССР Н. П. Зазнобина, В. А. Кузнецов, М. Л. Петрова, артисты Н. Н. Алексеев, Е. С. Гороховская, Н. А. Григоренко, Т. С. Ерастова, Д. В. Ермолаева, М. Е. Калиновский, В. З. Кочкин, С. П. Лейферкус, Ю. М. Марусин, В. Р. Панкратов, В. А. Реготун, В. Н. Смирнов, Е. П. Целовальник, Е. Г. Шумская и др.; солисты балета — засл. арт. РСФСР Н. А. Долгушин, В. С. Муханова, Г. В. Покрышкина, A. М. Сидоров, артисты Е. Г. Алканова, А. П. Евдокимов, Г. Р. Замуэль, С. А. Козадаев, А. Н. Малышева, B. Б. Островский, П. М. Русанов, Т. В. Статкун, Т. И. Фесенко, Л. В. Филина и др.; гл. дирижёр — засл. деят. иск-в РСФСР А. С. Дмитриев, дирижёры — Ю. Б. Богданов, П. А. Бубельников; гл. режиссёр — нар. арт. РСФСР Э. Е. Пасынков, гл. балетмейстер — засл. арт. Даг. АССР О. М. Виноградов, гл. хормейстер — засл. деят. иск-в Даг. АССР М. Г. Травкин. В 1939 за заслуги в деле создания спектаклей сов. композиторов т-р награждён орденом Ленина.
Литература: 20 лет Государственного академического Малого оперного театра. 1918-1938, Л., (1939); Музыкальный Ленинград. Сб. ст., Л., 1958; Друскин М., Музыкальная культура — Петербурга — Петрограда — Ленинграда, в его кн.: История и современность, Л., 1960; Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет. Музыкально-исторические очерки, (Л., 1967); Малый театр оперы и балета. (Сб. ст., Л., 1968).
Л. В. Михеева.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru