Определение слова «лампада»

Толковый словарь Ефремовой:

лампада
I ж.
Небольшой сосуд с фитилем на поплавке, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконами у православных и католиков.
II ж. устар.
Лампа, светильник.

Толковый словарь Ушакова:

ЛАМПА́ДА, лампады, ·жен. (·греч. lampas).
1. Небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами (церк.). «Перед кивотом... теплилась золотая лампада.» Пушкин.
2. Светильник (·поэт. ). «Близок день, лампада догорает.» Пушкин. «Лампаду честного труда дыханье смерти погасило.» Фет.

Большой энциклопедический словарь:

ЛАМПАДА (от греч. lampas, род. п. lampados) — светильник перед иконами у православных и католиков.

Архитектурный словарь:

Подвешенный перед иконой небольшой сосуд с фитилем и горючим маслом.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Толковый словарь Даля:

лампада
См. лампа

Словарь литературных эпитетов:

• Алая (Бальмонт).
• Бесстрастная (Рылеев).
• Краснеющая (Лермонтов).
• Полуночная (Бальмонт).
• Полусонная (Фет).
• Прозрачная (Брюсов).
• Робкая (Гиппиус).
• Тихая (Гиппиус, Фруг).
• Трепещущая (Лермонтов).
• Тусклая (Рылеев, Фруг).

Малый академический словарь:

лампада
-ы, ж.
1.
Небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой.
В детской было полутемно. Слабо мерцала розовая лампада у образа. Куприн, Сказка.
2. трад.-поэт.
Светильник, лампа.
Я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц. Пушкин, Медный всадник.
[От греч. , — факел, светильник]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
лампада, -ы

Толковый словарь Ожегова:

ЛАМПАДА, ы и ЛАМПАДКА, и, ж. Небольшой сосуд с фитилём, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой, перед божницей.
| прил. лампадный, ая, ое. Лампадное масло.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

лампада
народн. также ланпада, ланпата, укр. лампада, др.-русск., цслав. ламъпада . Из ср.-греч. от , -; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 112; ИОРЯС 12, 2, 252; Бернекер 1, 689.

Грамматический словарь Зализняка:

Лампада, лампады, лампады, лампад, лампаде, лампадам, лампаду, лампады, лампадой, лампадою, лампадами, лампаде, лампадах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

На языке богослужебных книг православной церкви настоящего времени это название, в тесном смысле, служит для обозначения больших переносных подсвечников, предшествующих священнику и дьякону при малом и великом выходах на литургии, а также подсвечника несколько меньшей величины, предносимого архиерею, при его входе в храм, особым лампадчиком (в греческой церкви примикирий, , primicerius, от воск или cera свеча). В более обширном смысле Л. назыв. в церковном уставе всякий сосуд с елеем (маслом), зажигаемым во время богослужения перед иконами, и этим названием светильники с горящим елеем отличаются от светильников с восковыми свечами — кандил (см.). Нет достаточных оснований объяснять употребление Л. и других светильников при христианских молитвенных собраниях заимствованием от язычества или иудейства, как это делали еще недавно многие археологи. Не говоря уже о необходимости освещать места молитвенных собраний, когда они происходили в темных местах — криптах и катакомбах, и особенно ночью, как это было в первые три века существования христианства, — свет, по учению христианства, имеет особенное символическое значение. Название света, просвещающего мир своим учением, усвояется самому основателю христианства (см. Иоанн. VIII, 12; V, 35; Деян. XX, 7-8 и др.). Пламя светильника, возжигаемого при богослужении, по толкованию древних христианских писателей, означает, что сердца молящихся пламенеют любовью к Богу. Вообще обилие света Л. при богослужении знаменует духовную радость: чем торжественнее праздник церковный, тем больше возжигается в храме Л. и свечей. Правило апостольское третье особенно одобряет обычай христиан, собираясь в храме, приносить с собой елей для Л. Кроме мест богослужебных собраний, Л. в древней церкви составляли обычную принадлежность христианских могил, в особенности мучеников и святых. При раскопках в Риме христианских катакомб и усыпальниц найдено немало каменных столбиков, с углублением в верхнем конце. Думают, что эти столбики были не чем иным, как постаментами для Л. Иногда вместо столбиков постаментами для Л. служили треножники или канделябры. Л. над могилами были эмблемами вечного света радости и благодати, которым будут наслаждаться праведники в обителях вечного блаженства; это выражают многие надписи на могилах, напр. Luce nova fraeris, lux tibi Christus adest. Многие из Л. в катакомбах и усыпальницах не имели, впрочем, эмблематического значения, а существовали просто для освещения коридоров катакомб. Для домашнего употребления Л., как и в катакомбах, или подвешивались на потолке, или ставились на канделябрах или столиках. Росси думает, что Л. с христианской орнаментикой служили и при совершении крещения оглашенных, которое на языке церкви известно также под именем просвещения (светом веры Христовой). Л., подвешенные к потолку церквей, сначала не имели вида нынешнего паникадила (=большой люстры, висящей под главным куполом церкви), а составляли обруч, уставленный Л. или свечами. Такие короны-Л. или Л.-стелларии (velut stellae in coelo) употребляются и доселе в Греции, под наз. . (круг). В первобытной церкви Л. делались из глины (преимущественно красной), из терракоты, позже — из бронзы. Признаками христианского происхождения Л., находимых при раскопках (вне крипт и христианских катакомб), кроме христианских эмблем и символов, считается их форма, представляющая большее или меньшее подобие корабля (navicella), главного символа церкви в эпоху язычества. Со времени торжества христианства в римской империи церковные Л. часто были в высшей степени художественны и богаты. Лучшим произведением этого рода считается подвесная лампа, находящаяся ныне во владении потомков бывшего великого герцога тосканского. Замечательна также Л., найденная в могиле Марии, дочери имп. Гонория, жены Стиликона. Некоторые древние Л. имеют вид других фигур церковной символики: пальмы, голубя, агнца, короны, монограммы И. Христа, буквы . Начиная с VI в. Л. часто имеют форму равноконечного (четырехконечного) креста, изредка-"доброго пастыря", окруженного овцами, или круга, с поясными по краям изображениями 12 апостолов; однажды встречается Л. в фигуре петуха, однажды — оленя, однажды — зайца. На одной древней африканской Л. имеется изображение двух агнцев, стоящих на двух четырехконечных крестах (символ Христа распятого, указывающий на происхождение Л. ранее V в.). Все эти фигуры встречаются почти исключительно на Л. глиняных и терракотовых. Рисунки церковных Л. см. у Мартиньи. "Dictionnaire des antiquits chrtiennes" (П., 1889).
Н. Б — в.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru