Определение слова «КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ»

Большой энциклопедический словарь:

КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ (? — после 1164) — киевский митрополит в 1147-54, древнерусский писатель. Широко образованный мыслитель. Боролся за независимость русской церкви от Византии.

Большая советская энциклопедия:

Климент Смолятич
Клим Смолятич (год рождения неизвестен — умер после 1154), древнерусский церковный писатель, монах Зарубского монастыря (около Киева). В 1147 киевский князь Изяслав Мстиславич поставил К. С. киевским митрополитом без санкции константинопольского патриарха. После смерти Изяслава (1154) К. С. принуждён был оставить митрополичью кафедру. К. С. был высокообразованным человеком своего времени. Сохранилось его сочинение«Послание к смоленскому пресвитеру Фоме», которое свидетельствует о зарождении свободомыслия в церковной литературе.
Лит.: Никольский Н. К., О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в., СПБ, 1892.

Советская историческая энциклопедия:

Клим Смолятич (ум. после 1154), — монах Зарубского монастыря, древнерус. церк. писатель; очевидно, смолянин. В 1147 киев. кн. Изяслав Мстиславич поставил К. С. киевским митрополитом без санкции констан- тинопольского патриарха. После смерти Изяслава (1154) К. С. принужден был оставить митрополичью кафедру. К. С. был высоко образованным человеком своего времени и выдающимся писателем ("бе зело книжен и учителен и философ велий и много писания написав"). Сохранилось лишь одно его соч. — "Послание к смоленскому пресвитеру Фоме", являющееся частью обширной переписки К. С. с Фомой. Оно важно как документ, свидетельствующий о зарождении свободомыслия в церк. письменности.
=====
Лит.: Никольский Н. К., О литерат. трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в., СПБ, 1892.

Новейший философский словарь:

КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ (1-я пол. 12в. — 1164) древнерусский мыслитель, церковный деятель. Монах Зарубского монастыря около Киева. Известен своей эрудицией и литературным талантом. Образование, вероятно, получил в Константинополе. Сторонник церковной автокефалии. С 1147 — митрополит Киевский. В 1155 сослан Юрием Долгоруким во Владимир Волынский, лишен митрополитской кафедры. Через три года восстановлен на кафедре князем Мстиславом Изяславовичем. В 1161 вновь отставлен. До нас дошли два сочинения К.С. — «Послание Фоме пресвитеру» (в истолковании монаха Афанасия) и «Поучение в субботу сыропустную». «Послание...» — полемическая работа, в которой идет спор о возможных границах интерпретации Священного писания, правомерности его символической трактовки. К.С. отстаивает в споре возможность неортодоксального подхода к Писанию и обосновывает свою позицию. Он доказывает необходимость обращения к древнегреческим мыслителям для более глубокого понимания Писания. Утверждает, что человек открывает себя в своих творениях, обнаруживает разумность устройства мира и становится, таким образом, на путь познания Бога-творца, находя тем самым высший смысл своего существования. Через дела свои человек может приблизиться или отдалиться от Бога, за что и несет ответственность. Тем самым К.С., как Илларион Киевский и Кирилл Туровский, развивал антропоцентричные идеи, акцентируя духовно-моральную природу человека.

Новая философская энциклопедия:

КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ (кон. 11 – нач. 12 в. – не ранее 1164) – митрополит Киевский, религиозный писатель и мыслитель. Сведения о его биографии скупы и отрывочны. Уроженец Смоленской земли, он попадает в поле зрения летописцев уже в зрелую пору жизни. В 1147 по настоянию Изяслава Мстиславича и решению Собора русских епископов был поставлен в митрополиты (это был второй после Илариона случай поставления митрополита из русских). До своего возвышения Климент был монахом-схимником Зарубско-го монастыря на левобережье Днепра. В 1155, после смерти князя Изяслава, Климент был вынужден удалиться с митрополии. Летописец характеризует Климента Смолятича как книжника и философа, какого прежде в Русской земле не бывало. Из его произведений сохранились «Послание, написано Климентом, митрополитом русским, Фоме пресвитеру» и «Поучение в субботу сыропустную». В «Послании» Климент следует той традиции богословствования, которая впитала в себя элементы античной культуры, соединив православную догматику с идеями древнегреческих философов. Мыслитель-митрополит примыкал к профилософской, наиболее бережно относившейся к античным реминисценциям богословской традиции. Он теоретически обосновывает образно-символический метод толкования религиозных текстов и призывает абстрагироваться от буквального понимания библейских сюжетов, направить мысль на постижение их глубинного смысла. Климент первым в истории русской мысли сформулировал основные принципы нестяжательства [НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО].
Сочинения:
1. Лопарев X. Послание митрополита Климента к смоленскому пресвитеру Фоме. Неизданный памятник литературы 12 в. СПб., 1892;
2. Послание, написано Климентом, митрополитом русским, Фоме пресвитеру, истолковано Афанасием мнихом. – В кн.: Златоструй. Древняя Русь 10–13 вв. М., 1990, с. 180–90.
Литература:
1.  Никольский Н.О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя 12 в. СПб., 1892;
2. Голубинский Е. История Русской Церкви, т. 1, 1-я пол. М., 1902, с. 300–14, 847–51.
В.В.Мильков

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(т. е. родом из Смоленска) — митрополит киевский (1147-1155) — один из крупных деятелей древнерусской духовной литературы. Биографические сведения о нем, сохранившиеся в летописи и извлекаемые из его трудов, крайне скудны. В 1147 году, после продолжительных неустройств в русской церкви, К. был вызван великим князем Изяславом из уединения и поставлен в митрополиты собором шести русских епископов. Противная сторона, склонная признавать подчинение русских иерархов высшей власти цареградского патриарха, не приняла этого избрания, и волнения продолжались. Три епископа: св. Нифонт новгородский, Мануил смоленский и Косма полецкий, отказались повиноваться новому митрополиту, как самовольно завладевшему митрополией, без благословения патриарха, и видели в нем "противника Христова закона". После изгнания Изяслава был изгнан и К., окончательно удалившийся с кафедры в 1155 г. и умерший после 1164 г. Летопись сообщает, что митрополит К. был таким "книжником и философом, какого еще не бывало в русской земле" и что он оставил после себя много литературных трудов. До нас дошла, вероятно, лишь ничтожная часть того, что было написано митрополитом К. С его именем в настоящее время связываются: 1) несколько ответов в так называемых "вопросах Кирика"; 2) ему же приписываемое, но вряд ли действительно принадлежащее "слово о любви Климово" (находящееся в рукописи Воскресенского монастыря); 3) "слово в субботу сыропустную" (рукопись Румянцевского музея, № 406) и, наконец, 4) несомненно ему принадлежащее "Послание написано Климентом, митрополитом рускым, Фоме прозвитеру, истолковано Афанасием мнихом" (по спискам XV в. изд. X. Лопаревым и Н. Никольским). Из всех названных трудов наиболее замечательным является последнее "Слово". Первая часть его составляет как бы предисловие, в котором К. старается оправдаться перед пресвятым Фомой от обвинений в гордости и искании славы. Вторая часть (по-видимому, интерполированная) содержит ряд выписок из толковых сборников и вопросов-ответов. Вступление особенно важно потому, что проливает свет на состояние просвещения в Руси в домонгольский период. К. упоминает здесь, что он пользовался Гомером, Платоном и Аристотелем: эти слова указывают на то, что классическая литература была небезызвестна хотя бы представителям высшей духовной иерархии, лицам наиболее просвещенным. В том же послании митрополит К. упоминает о своих клириках, из которых он может указать многих основательно знакомых с греческим языком. Весьма возможно, что знание греческого языка и произведений греческой древней литературы было и у заурядных монахов: сам митрополит К. до возведения на митрополию был простым схимником. Но эти предположения биографов митрополита К. подрываются отчасти тем соображением, что наш автор, как и другие древнерусские писатели, мог почерпать свои цитаты если не из "Пчелы", то из "Тактикона" и "Пандектов" Никона Черногорца, известных на Руси уже в XI в. Что касается литературной стороны дошедших до нас творений митрополита К., то в них он является предшественником Кирилла Туровского. Он особенно любит прибегать к иносказательному толкованию, преимущественно ветхозаветных книг, которое стало популярным в александрийскую эпоху развития христианской проповеди. При отсутствии излишней искусственности, отрывки произведений митрополита К. отличаются живым, иногда красивым изложением.
Ср. X. М. Лопарев, "Послание митрополита К. к пресвятому Фоме" (СПб., 1892); Н. Никольский, "О литературных трудах митрополита К. Смолятича, писателя XII в." (СПб., 1890).
В. П.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru