Определение слова «КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ»

Большой энциклопедический словарь:

КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ (ок. 1130-х гг. — не позднее 1182) — древнерусский писатель, проповедник; епископ г. Туров. Автор торжественных "Слов", поучений, молитв, канонов. Канонизирован Русской православной церковью.

Большая советская энциклопедия:

Кирилл Туровский
(предположительно 1130-е гг., г. Туров, ныне Гомельской области, — не позднее 1182)
церковный деятель и писатель Древней Руси. Став епископом Турова, прославился как писатель и проповедник. Автор обличительных сочинений против ростовского епископа — «еретика» Фёдорца («Притча о слепце и хромце»), писем к князю Андрею Боголюбскому, «слов» на церковные праздники, свидетельствующих о высокой культуре ораторского искусства в Древней Руси. Наиболее поэтично «Слово на антипасху (Фомину неделю)», где автор говорит о весне и пробуждающейся природе.
Лит.: Еремин И. П., Литературное наследие Кирилла Туровского, «Труды Отдела древнерусской литературы», 1955—58, т. 11-13, 15; его же, Ораторское искусство Кирилла Туровского, там же, 1962, т. 18.

Советская историческая энциклопедия:

(1130-е гг. — не позднее 1182) — древнерус. писатель, выдающийся мастер торжественного красноречия — одного из ведущих жанров древнерус. литературы, епископ Турова. Соч. К. Т. пользовались огромной популярностью; поэтому многие тексты, и не принадлежавшие ему, в древнерус. рукописной традиции надписывались его именем. Несомненно подлинными соч. К. Т. могут считаться: 8 речей, или "слов", на различные церк. праздники; "Притча о человечестей души и о телеси" (О слепце и хромце); "Повесть о беспечном царе и его мудром советнике"; "Сказание о черноризчестемь чину", а также ряд гимнографич. творений. К. Т. написал ряд посланий Андрею Боголюбскому, к-рые до нас не дошли. "Слова" К. Т. являются типичными произведениями древнерус. ораторского иск-ва. Находясь в отношении формы, а отчасти и содержания в зависимости от визант. церк.-ораторской прозы, "слова" К. Т. по своему изложению — произведения оригинальные и самостоятельные. Поэтич. характер "слов" К. Т. сближает их с др. лит. памятником 12 в. — "Словом о полку Игореве". Произведения К. Т. свидетельствуют о высоком развитии культуры Руси в 12 в.
=====
Лит.: Виноградов В., О характере проповеднического творчества Кирилла, епископа Туровского, в сб.: В память столетия Моск. духовной академии, ч. 2, Сергиев Посад, 1915; Еремин И. П., Притча о слепце и хромце в др.-рус. письменности, "Изв. ОРЯС", 1925, т. 30; его же, Лит. наследие Кирилла Туровского, ТрОДРЛ, т. 11-13, 15, М.-Л., 1955-58.

Новейший философский словарь:

КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ (ок. ИЗО — ок. 1182) — старобелорусский писатель, проповедник, церковный деятель. В раннем возрасте стал послушником монастыря в Турове, после этого затворился в «столпе» (монастырской башне), выполняя обеты. Около 1169 принял епископство, которое воспринял как христианскую и просветительскую обязанность. Причислен к лику святых. Сохранилось его «Житие...», а также ряд его сочинений (»Притча о человеческой душе и теле», «Слово о премудрости», «Повесть о белоризице и мни-шестве», «Слово на антипасху», «Слово про парализованного» и др.), в которых находим выражение христианской мудрости, выраженной в оригинальной личностной форме. Стержнем мировоззрения К.Т., его религиозно-философского творчества является христологическая проблема, придающая целостность широкому разветвлению его религиозных, моральных и эстетических воззрений. К.Т. отстаивает права разума, призывает к просвещению и «книжному почитанию». В его творчестве отражены эстетические представления того времени. В его собственных произведених поэтический элемент нередко преобладает над церковный дидактизмом, хотя чувственная красота подчиняется, согласно К.Т., красоте духовной. Для творческой манеры К.Т. характерно широкое использование аллегоризма как теолого-рационалистичеко-го метода иследования истин откровения. Сокровенный смысл сказанного (написанного) извлекается путем иносказаний и аллегорий. Идеал божеского служения видит в аскетизме, уходе от мира, что позволило ряду авторов рассматривать его как одного из наиболее строгих идеологов восточнославянской православной ортодоксии.

Новая философская энциклопедия:

КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ (ок. 1130, Туров – не ранее 1182) – церковный деятель Древней Руси, автор поучений, притч, торжественных слов и молитв. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Современники называли его «Златоустом, воссиявшим паче всех на Руси». Сведения о его жизни содержит проложное житие 13 в. Жизнеописание наделяет Кирилла Туровского типичными чертами монашествующего подвижника веры. В 70-е гг. 12 в. вместе с византийским иерархом он принял участие в развенчании ереси Федорца Владимирского. В полемической «Притче о слепце и хромце» осудил Андрея Боголюбского, поддерживавшего ересь. Кирилл Туровский ставил вопрос о равной ответственности духовной и светской властей перед Богом и законом. Проповедуя полную подчиненность тела душе, предлагал соответствующую модель взаимоотношений духовной и светской властей. В «Повести о белоризце и о мнишестве» (сюжет о беспечном царе и его мудром советнике), «Слове о премудрости», а также в других произведениях, образно уподобляя аллегорический «град» человеческому телу, а населяющих его людей чувствам, он провозглашает бессилие человека, впадающего через чувственность в печаль ума. Спасение он видит в бегстве от мира в соответствии с аскетическим идеалом и выражает недоверие всему, что связано с плотским началом бытия. Орудием раскрытия истины помимо чувств объявляется разум, который возвышает человека и ведет к познанию Бога, души и мира. Для Кирилла Туровского характерно широкое использование метода аллегорического толкования.
Издания:
1. Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского. – «Труды Отдела древнерусской литературы», 1955, т. 11; 1956, т. 12; 1957, т. 13; 1958, т. 15;
2. Памятники литературы Древней Руси. 12 в. М., 1980.
Литература:
1. Еремин И.П. Притча о слепце и хромце в древнерусской письменности. – «Известия Отделения языка и словесности АН», 1921, т. 26;
2. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль 10–17 вв. М., 1990.
В.В.Мильков

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru