Определение слова «КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ»

Большой энциклопедический словарь:

КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (ум. 444) — христианский церковный деятель и богослов, главный оппонент несторианства, отец Церкви. Племянник Феофила Александрийского и его преемник в качестве епископа г. Александрия (с 412). В борьбе с ересью Нестория сформулировал принципы православной христологии (учение о боговоплощении как реальном соединении в личности Христа двух природ — божественной и человеческой). Память в Православной церкви 18 (31) января, 9 (22) июня, в Католической — 27 июня.

Новая философская энциклопедия:

КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ( ’ ) (ум. 444, Александрия) – греческий церковный деятель и богослов. С 412 – архиепископ Александрийский. Был полновластным главой христианской церкви в Египте и непримиримым борцом за первенство александрийского патриархата над другими епископскими кафедрами Востока (Константинополь, Антиохия). Отличался крайней нетерпимостью к инакомыслящим: активно преследовал новациан (гетеродоксальное христианское течение) и евреев; по-видимому, был причастен к расправе над Ипатией. Опирался в своей деятельности на массы египетского монашества. После 428 выступил основным противником константинопольского патриарха Нестория и его христологического учения. На Эфесском соборе в 431 добился осуждения Нестория. Причислен к лику святых.
Кирилл – один из наиболее значительных богословов своего времени, продолжатель традиций Александрийской школы, создатель христологической доктрины, синтезировавшей христологические идеи Афанасия Александрийского [АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ], каппадокийцев и Аполлинария Лаодикийского. Он автор большого количества трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и догматике. Многие его произведения имеют полемический характер. Комментарии Кирилла на книга Ветхого Завета являются типичным образцом аллегорического метода, культивировавшегося в рамках Александрийской школы. Среди новозаветных комментариев наибольшее значение имеет «Толкование Евангелия от Иоанна» (4-е Евангелие оказало определенное влияние на христологию Кирилла). Кириллу принадлежит одна из последних по времени христианских апологий – «О святой христианской религии против безбожного Юлиана» (сохранилась не полностью); на основании этого труда можно реконструировать значительную часть трактата императора Юлиана «Против галилеян». Произведения Кирилла, посвященные собственно догматической проблематике, можно разделить на ранние (до начала полемики с Несторием), посвященные гл.о. тринитарной проблеме и полемике с арианами («Сокровищница», «О святой и неразделенной Троице» и др.) и воспроизводящие аргументацию Афанасия Александрийского и каппадокийцев, и написанные после 428. Почти все труды этого периода связаны с полемикой против Нестория и затрагивают христологическую проблематику («Главы (или анафематизмы)», «Схолии о воплощении Единородного», «О правой вере», «Слово против нежелающих исповедовать Святую Деву Богородицей», «О том, что един Христос» и др.). В своем христологическом учении Кирилл в противоположность антиохийской христологии (Диодор Тарсийский, Федор Мопсуэстийский, Несторий, Феодорит Кирскийи др.), ставившей акцент на строгом различении божественной и человеческой природы Христа, энергично настаивал на его единстве. Божественная и человеческая природа, по Кириллу, соединяется и образуется «единая воплотившаяся природа Бога-Слова» ( – формула, приписывавшаяся Афанасию Александрийскому, но на самом деле принадлежавшая Аполлинарию Лаодикийскому). Человеческая плоть, воспринятая Божественным Словом, стала плотью самого Бога. Поэтому Кирилл отказывается приписывать человеческие качества и действия Христа (включая страдания и крестную смерть) исключительно его человеческой природе. Сам Бог страдал и был распят на кресте. Поэтому и «Богородица» – наиболее точное наименование Девы Марии (антиохийские богословы предпочитали называть ее Христородицей). Кирилл не отрицал человеческой природы Христа, но полагал, что она не может быть выделена как нечто самостоятельное и отличное от его божественности.
Посмертная судьба христологического учения Кирилла достаточно сложна. Хотя христологическое определение Халкидонского собора 451 во многом противоречит христологии Кирилла, авторитет его личности в Церкви оставался непререкаемым, а влияние его христологии возрастало (решения V Вселенского собора 553, богословие Леонтия Византийского [ЛЕОНТИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ], Иоанна Дамаскина и др.). В то же время противники Халкидонского собора (монофизиты) заявляют себя прежде всего продолжателями богословия Кирилла (Диоскор Александрийский, Тимофей Элур, Север Антиохийский и др.).
Сочинения:
1. MPC t. 68–77;
2. Dialogues sur la Trinit, v. 1–3, ed G. M. de Durand. P., 1976–1978 (Sources Chrtiennes, t. 231, 237, 246);
3. Deux dialogues christologiques, ed. G.M. de Durand. P., 1964 (Sources Chrtiennes, t. 97);
4. Contre Julien, v. 1–2, ed. P.Burguiere, P.Evrieus. P., 1985 (Sources Chrtiennes, t. 322);
5. Lettres festales, v. 1–2, ed. L.Arragon etc. P., 1991–1993 (Sources Chrtiennes, t. 372, 392);
6. Творения, т. 1–15. M., 1889–1912.
Литература:
1. Лященко Т. Св. Кирилл, Архиепископ Александрийский: Его жизнь и деятельность. К., 1913;
2. Вишняков А. Император Юлиан Отступник и полемика с ним св. Кирилла архиепископа Александрийского. Симбирск, 1908;
3. Флоровский Г.В. Византийские отцы V–VIII вв. М., 1992, с. 43–73;
4. Кирилл Александрийский и Несторий, ересиарх V века. М., 1997;
5. Шабуров Н.В. Кирилл Александрийский и герметизм. – «Мероэ.», 1989, вып. 4, с. 220–227;
6. Rehrmann A. Christologie des hl. Cyrill von Alexandrien. Hildesheim, 1902;
7. Hebensperger J.H. Die Denkwelt des hl. Cyrill von Alexandrien: Eine Analyse ihres philosophischen Ertrags. Mnch., 1924;
8. Du Manoir de Juaye H. Dogme et spiritualit chez Saint Cyrille d’Alexandrie. P., 1944;
9. Kerrigan A. St. Cyril of Alexandria Interpreter of the Old Testament. Roma, 1952;
10. Diepen H.M. Aux origines de l’antropologie de Saint Cyrille d’Alexandrie. P., 1957;
11. Wilken R.L. Judaism and the Early Christian Mind: A Study of Cyril of Alexandria’s Exegesis and Theology. N.Haven – L., 1971;
12. Malley W.H. Hellenism and Christianity: The Conflict between Hellenic and Christian Wisdom in the Contra Galilaeos of the Julian the Apostate and the Contra Julianum of St. Cyril of Alexandria. Roma, 1978.
H.В.Шабуров

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru