Определение слова «карнак»

Большой энциклопедический словарь:

КАРНАК (Carnac) — комплекс мегалитов (кромлехи, менгиры) конца неолита — начала бронзового века (кон. 3-го — 2-е тыс. до н. э.) в южной Бретани (Франция).
КАРНАК (др.-егип. Ипет-Исут) — комплекс храмов (20 в. до н. э. — кон. 1-го тыс. до н. э.) на территории древнеегипетских Фив, памятник архитектуры периода Нового царства. Сложная планировка гигантских архитектурных масс; богатый скульптурный декор. Обелиски, статуи, аллея сфинксов.

Большая советская энциклопедия:

I
Карнак (Carnac)
населённый пункт на Ю. Бретани, в департаменте Морбиан (Франция), в районе которого находятся относимые к концу неолита и началу бронзового века (конец 3-го — 1-я половина 2-го тыс. до н. э.) мегалитические памятники: аллеи Менгиров, Кромлехи, овальные и вытянутые курганы с подкурганными камерами и без них. В камерах найдены каменные топоры, наконечники стрел, бусы, глиняная посуда и др. Большая часть аллей менгиров объединяется в три группы, расположенные на одной линии на некотором расстоянии друг от друга. На ряде менгиров выбиты различные изображения.
Лит.: Le Rouzic, Z., Carnac, [Rennes], 1955; Niel F., Dolmens et menhirs, Coil. «Que sais-je?», 1958, № 764; Carnac в кн.: The concise encyclopedia of archaeology, 2 ed., L., 1970.

Аллея менгиров у Карнака.
II
Карнак (древне-егип. — Ипет-Исут)
комплекс храмов (20 в. до н. э. — конец 1-гo тыс. до н. э.), названный по одноимённому арабскому селению на территории древних Фив, главное государственное святилище в период Нового царства в Египте (16—11 вв. до н. э.). Предназначенный прославлять могущество фараонов, он отличается сложной планировкой гигантских архитектурных масс и пышным убранством построек. Храм бога Амона-Ра (16—12 вв. до н. э., достраивался в эллинистический и римский периоды) — характерный для Нового царства тип святилища, с чередующимися по продольной оси большими и малыми залами и дворами, в которых находятся построенные в разное время капеллы и небольшие храмы. Главная достопримечательность карнакского храма — грандиозный многоколонный зал — гипостиль, стены и стволы колонн которого были покрыты цветными рельефами. Каждый большой строительный период заканчивался сооружением стены вокруг храма с 2 башнями-пилонами на фасаде, к которым приставляли обелиски и статуи. Вблизи храма Амона-Ра — храмы бога Хонсу (12 в. до н. э.), богини Мут (16—15 вв. до н. э.) и др. К святилищу вела от Нила аллея сфинксов. Зодчие К.: Инени, Хапусенеб, Пуимра, Сенмут, Менхеперрасенеб — 16—15 вв. до н. э.; Аменхотеп, сын Хапу, Аменхотеп Младший — 15 в. до н. э.; Майа, Иупа, Хатиаи, Пареннефер и др. — 14—13 вв. до н. э. См. илл.
Лит.: Матье М., Искусство Нового царства XVI—XV века, Л., 1947 (История искусства Древнего Востока, т. 1, в. 3), с. 27—46, 48—82.

Аллея сфинксов в Карнаке. 12 в. до н. э.

Храм бога Амона-Ра в Карнаке. Обелиск фараона Тутмоса I. Середина 16 в. до н. э.

Большой гипостильный зал храма бога Амона-Ра в Карнаке. 15—13 вв. до н. э.

«Бог Амон и царица Хатшепсут». Рельеф обелиска царицы Хатшепсут в Карнаке. Гранит. Начало 15 в. до н. э.

Карнак. План. 1. Аллея сфинксов. 12 в. до н. э. 2. Большой двор с храмами фараонов Сети II и Рамсеса III. 3. Гипостильный зал. 15—13 вв. до н. э. 4. Двор. 5. Главная часть храма бога Амона-Ра (16—12 вв. до н. э.) с руинами храма Среднего царства и храмом фараона Тутмеса III. 6. Храм бога Хонсу. 12 в. до н. э. Римскими цифрами обозначены пилоны.

Советская историческая энциклопедия:

(Carnac) — насел. пункт на Ю. Бретани в деп. Морбиан (Франция), в р-не к-рого находятся относимые к концу неолита и нач. бронз. века (кон. 3-1-я пол. 2-го тыс. до н. э.) мегалитич. памятники. Среди них аллеи менгиров, кромлехи, овальные и вытянутые курганы с подкурганными камерами и без них. В камерах найдены: кам. топоры, наконечники стрел, бусы, глиняная посуда и пр. Большая часть аллей менгиров объединяется в три группы, расположенные на одной линии на нек-ром расстоянии друг от друга (имеют соответственно: 1099, 1029, 555 камней, расположенных в 11, 10, 13 рядов, и длину ок. 1150, 1100, 850 м). В р-не К. находятся и др. аллеи менгиров. На ряде менгиров выбиты различные изображения. По-видимому, они имели культовое назначение (возможно, связаны с культом мертвых).
=====
Лит.: Le Rouzic Z., Carnac, (Rennes), 1955; Niel F., Dolmens et menhirs, Coll. "Que sais-je?", No 764, 1958; Carnac, в кн.:The concise encyclopedia of archaeology, N. Y., 1960.

Теософский словарь:

(Егип.) Развалины древних храмов и дворцов находящиеся ныне на месте древних Фив. Наиболее величественные образцы искусства и мастерства древнейших египтян. Несколько строк, приведенных из сочинений Шампольона, Декона и одного английского путешественника, очень выразительно являют облик этих руин. Шампольон пишет о Карнаке: "Участок покрытый множеством сохранившихся строений, представляет квадрат, каждая сторона которого равна 1800 футам. Величие этих грандиозных следов былого, изобилие и великолепие повсюду бросающегося в глаза мастерства изумляют и покоряют. Ни один народ древности или наших времен не представлял себе искусство архитектуры в таком грандиозном, гигантском масштабе, как это было у древних египтян; и воображение, которое в Европе высоко парит над нашими галереями, замирает и бессильно падает у подножия ста сорока колонн гипостиля Карнака! В одном из его залов мог бы поместиться собор Парижской Богоматари, не достигая потолка и выглядя небольшим украшением в центре зала." Другой писатель восклицает: "Дворы, залы, врата, колонны, обелиски, монолитные фигуры, скульптуры, длинные ряды сфинксов в Карнаке находимы в таком изобилии, что это слишком впечатляющее зрелище для современного понимания." Денон, французский путешественник, говорит: "Едва ли можно поверить, увидев это, в реальность существования такого множества зданий, собранных в одном месте, в их размеры, в непоколебимое упорство, требовавшееся для их сооружения, и в неисчислимые расходы для такого великолепия! Читателю следует представить стоящее перед ним как сон, так же как тот, кто смотрит на сами эти сооружения, иногда поддаются сомнению, полностью ли он бодрствует. ... В пределах периферии святилища находятся озера и горы. Эти два сооружения выбраны в качестве примеров из списка, почти неисчерпаемого. Вся долина и дельта Нила от водопадов до моря была покрыта храмами, дворцами, гробницами, пирамидами, обелисками и колоннами. Мастерство исполнения скульптур выше всяких похвал. Техническое совершенство, с каким художники работали в граните, серпентините, брекчии и базальте — чудесно, - согласно всем экспертам ... животные и растения выглядят как живые, а вещи, созданные воображением, прекрасно изваяны; битвы на море и суше, сцены домашней жизни можно найти на всех барельефах."

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru