Определение слова «КАНО»

Большой энциклопедический словарь:

КАНО — школа японской живописи 2-й пол. 15 — нач. 16 вв. — нач. 20 в. Развивала приемы школы Тоса и традиции монохромной живописи. Отличается стремлением к декоративным композициям, достоверностью изображения. Художники — Кано Масанобу (2-я пол. 15 — нач. 16 вв.) — Кано Мотонобу, Кано Эйтоку (оба 16 в.).
КАНО (Cano) Алонсо (1601-67) — испанский скульптор и живописец. Представитель барокко. Полихромная деревянная пластика, религиозные картины (цикл "Семь радостей Марии", 1652-1664, в соборе в Гранаде).
КАНО (Kano) — город на севере Нигерии, административный центр штата Кано. 595 тыс. жителей (1991). Пищевая, текстильная промышленность. Транспортный узел. Международный аэропорт. Крупный ремесленный центр. Пищевкусовые, химические, цементные и другие предприятия. Университет.

Словарь географических названий:

Кано
(Kano), город на С. Нигерии. 3330 тыс. жителей (2003). Основан предположительно в IX в. на месте посёлка у богатого жел. рудой холма Далла. С давних пор важный торг. центр Сев. Нигерии на транссахарских караванных путях. Сохранились: глиняная крепостная стена (длина 18 км, высота 9–15 м) с 7 воротами и глубоким рвом (конец XIII – начало XIV в.), дворец эмира Кано и купольная мечеть (крупнейшая в Зап. Африке) с 2 минаретами. Ун-т; педагогические и адм.-техн. колледжи; мед. училище; историко-этнограф. музей (Гидан-Макама музей). На центр. площади известный на всю Африку базар, от которого идёт радиальная сеть узких улочек. Текст., кож. (главный центр Нигерии по выделке кож), пищ., обув., хим., цем., мыловаренная пром-сть. Пр-во асбоцементных труб; автосборка. Центр худож. ремёсел (изготовление тканей, вышивок, изделий из серебра, кожи). Известен торговлей арахисом (пирамиды мешков с арахисом – характерная деталь облика К.), а также хлопком, скотом, кож. сырьём. Жел.-дор. станция, узел шосс. дорог, междун. аэропорт.

Большая советская энциклопедия:

I
Кано (Canо)
Алонсо (крещен 19.3.1601, Гранада, — умер 3.9.1667, там же), испанский скульптор и живописец, представитель Барокко. Учился в Севилье у Х. Монтаньеса и Ф. Пачеко (с 1616). Работал в Севилье (до 1637), Мадриде, Валенсии, Гранаде (с 1652). Идущая от традиций деревянной раскрашенной скульптуры полихромная пластика К. (ретабло церкви Санта-Мария в Лебрихе, провинция Севилья, 1628—38; статуи и бюсты святых для собора в Гранаде, 1658—60) монументальна по характеру, отличается тонкой одухотворённостью и жизненно-конкретной экспрессией. Менее самобытна живопись К. («Мадонна, вручающая младенца Христа св. Антонию», 1645—52, Прадо, Мадрид; цикл картин «Семь радостей Марии», 1652—64, собор в Гранаде), отмеченная чертами идеализации, внешней красивости и влиянием итальянского искусства. Созданный К. проект западного фасада собора в Гранаде осуществлен в 1703 архитектором Х. Гранадосом
Лит.: Wethey Н. Е., Alonso Canо, Princeton, 1955.

Дерево. А. Кано, П. Де Мена. «Св. Антоний Падуанский с младенцем Христосом». 1653—57. Провинциальный музей изящных искусств. Гранада.

А. Кано. «Мадонна» (фрагмент). Дерево, роспись. 1660. Собор в Гранаде.
II
Кано (Kano)
город на С. Нигерии, административный центр штата Кано. 351,2 тыс. жителей (1970). Ж.-д. станция. Узел шоссейных дорог. Аэропорт международного значения. Крупный центр ремесла и торговли арахисом, хлопком, козьей кожей и шкурами. Производство: арахисового масла, мясных консервов, мыла, кожаной обуви, дубильных веществ, цемента; текстильная фабрика. До 19 в. К. — столица города-государства народа хауса — Кано (см. Хауса государства).
III
Кано
одна из школ японской живописи, существующая со 2-й половины 15 в. и названная по имени своих основателей Кано Масанобу и Кано Мотонобу. Для произведений художников К. раннего этапа (2-я половина 15 — 1-я половины 16 вв.; главным образом пейзажи, живопись «цветов и птиц» на свитках, ширмах, раздвижных дверях), опиравшихся на традиции школы Ямато-э и монохромной живописи, характерно сочетание условно-декоративной композиции с подчёркнуто правдоподобными деталями (птицы, ветки деревьев). В живописи К. периода расцвета (конец 16 — 1-я половина 17 вв.) отдельные детали, приобретая некоторую условность, целиком подчиняются орнаментально-декоративному строю композиции (Кано Эйтоку, Кано Санраку, Кано Танью и др.). Живопись художников К. во 2-й половине 17—20 вв. (Кано Ясунобу, Кано Цунэнобу, Тайкан Екояма и др.) при всём мастерстве исполнения становится иногда холодной и безжизненной, являясь, в сущности, повторением старых образцов.
Лит.: Бродский В. Е., Японское классическое искусство, М., 1969.

Кано Мотонобу. «Водопад». Свиток. 16 в. Живопись на бумаге. Монастырь Дайдзэнин. Киото.

Кано Эйтоку. «Кипарисы». Фрагмент ширмы. 16 в. Живопись на бумаге. Национальный музей. Токио.

Кано Цунэнобу. (1636—1713). «Павлин и птицы-фениксы». Ширма. Токийский национальный университет изящных искусств и музыки. Живопись на бумаге.

Кано Мотонобу. «Цветы и птицы». 16 в. Живопись на бумаге. Монастырь Дайдзэнин. Киото.

Кано Танъю (1602—74). «Озеро Дзиху». Свиток. Собрание Катакияма Кадзукиё. Токио. Живопись на бумаге.

Кано Масанобу [1434—1530(?)]. «Сю Мосюку любуется цветами лотоса». Свиток. Живопись на бумаге. Национальный музей. Токио.

Кано Мотонобу. Пейзаж из серии «Восемь видов Киото». Свиток. Живопись на бумаге. Конец 15 — 1-я половина 16 вв. Монастырь Такайэн. Киото.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
кано, нескл., ж. и с. (школа японской живописи)

Топонимический словарь:

Город на С. Нигерии, адм. ц. штата. Известен с IX в как торговый ц., был главным городом гос-ва Кано (с X по начало XX в.); название по имени основателя города, легендарного героя, властителя или кузнеца.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru