Определение слова «КАФАРОВ»

Большая советская энциклопедия:

I
Кафаров
Виктор Вячеславович (р. 18.6.1914, Шяуляй, ныне Литовской ССР), советский химик-технолог, член-корреспондент АН СССР (1966). Член КПСС с 1952. В 1938 окончил Казанский химико-технологический институт им. Кирова. С 1944 работает в Московском химико-технологическом институте им. Менделеева (с 1960 заведующий кафедрой). Исследования посвящены процессам и аппаратам химической технологии и кибернетике химико-технологических процессов. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Соч.: Основы массопередачи, М., 1962; Равновесие между жидкостью и паром, кн. 1—2, М., 1966 (совм. с др.); Методы кибернетики в химии и химической технологии, М., 1968; Методы оптимизации в химической технологии, М., 1969 (совм. с А. И. Бояриновым); Справочник по растворимости, т. 1—3, М., 1961—70 (совм. с др.); Программирование и вычислительные методы в химии и химической технологии, М., 1972 (совм. с др.).
II
Кафаров
Петр Иванович (в монашестве — Палладий) [17(29).9.1817, Чистополь, ныне Татарской АССР, — 6(18).12.1878, Марсель], русский учёный-китаевед. Учился в Казанской семинарии и Петербургской духовной академии. В сентябре 1840 в составе рус. духовной миссии прибыл в Пекин, где находился (с перерывами) 38 лет. Круг научных интересов К. был широк. Составитель большого «Китайско-русского словаря» (части 1—2, 1888, окончен П. С. Поповым). Перевёл кит. памятники «Путешествие даосского монаха Чан Чуня на Запад», «Старинное монгольское сказание о Чингисхане» (1866), «Старинное китайское сказание о Чингисхане» (1877). Ряд работ посвящен изучению истории религий в Китае (буддизма, христианства, ислама), истории связей Китая с др. народами, особенно русско-китайских отношений. В 1870—71 участвовал в археологической и этнографической экспедиции Русского географического общества в Уссурийский край.
Соч. (кроме указ. в ст.): Исторический очерк древнего буддизма, в сборнике: Труды членов Российской духовной миссии в Пекине, т. 2, СПБ, 1853; Выписки из дневника, веденного в Пекине в 1858 г., «Морской сборник», 1860, № 9—10; Исторический очерк Уссурийского края..., «Записки Имп. Русского географического общества», 1879, т. 8, в. 2; Китайская литература магометан, СПБ, 1887; Дорожные заметки на пути по Монголии в 1847 и 1859 гг., СПБ, 1892.
Е. А. Белов.

Советская историческая энциклопедия:

Петр Иванович (в монашестве — Палладий) (17.IX.1817 — 6.XII.1878) — рус. ученый-востоковед. Учился в Казанской семинарии и Петерб. духовной академии. В 1839 в составе рус. духовной миссии был послан в Пекин, где пробыл с перерывами 40 лет. Круг науч. интересов К. был крайне разнообразен. Его переводы, исследования и описания посвящены изучению прошлого Китая, Монголии, истории маньчжуров, киданей и др. кочевых племен. Всеобщее признание К. принесли его фундаментальные переводы кит. памятников по истории монголов — "Старинное монг. сказание о Чингисхане" ("Юань чао би ши"); "Путешествие даосского монаха Чан Чуня на Запад" (1866); "Старинное кит. сказание о Чингисхане" (1877). Ряд работ К. посвящен истории религий (буддизма, христианства, мусульманства) в Китае, торговым и культурным связям Китая с др. странами, особенно истории рус.-кит. отношений (заметки о русских колониях в Пекине в 14 и 17 вв., о путешествии И. Петлина в Китай, комментарии к запискам Марко Поло и т. п.). К. осуждал вторжение в Китай капиталистич. держав и высказывал глубокое сочувствие народам Китая. В своих работах подчеркивал исторически сложившуюся дружбу рус. и кит. народов. Во время своих путешествий через Монголию в Китай и в дни пребывания в Пекине К. вел дневники, часть к-рых опубликована и представляет ценный источник по истории и географии этих стран. В 1870-71 принимал участие в археол. и этнотрафич. экспедиции в Уссурийский край, предпринятой Рус. географич. об-вом. За свои успешные географич. и этнографич. исследования в 1875 на Парижском конгрессе географич. знаний был удостоен медали 2-го класса. Вершиной науч. достижений К. следует считать составление им большого кит.-рус. словаря, законченного уже после смерти К. его учеником П. С. Поповым. Труды К., осн. на великолепном знании большого количества кит. ист. соч. и рукописных текстов, до сих пор представляют большую науч. ценность.
=====
Соч. (кроме указ. в ст.): Жизнеописание Будды, в сб.: ТрДМ, т. 1, СПБ, 1852; Ист. очерк древнего буддизма, там же, т. 2, СПБ, 1853; Дорожные заметки на пути по Монголии в 1847 и 1859 гг., СПБ, 1892; Выписки из дневника, веденного в Пекине в 1858 г., "Мор. сб.",1860, No 9-10; Ист. очерк Уссурийского края..., "Записки Имп. Рус. геогр. об-ва", 1879, т. 8, в. 2; Кит. лит-ра магометан, СПБ, 1887.
=====
Л. С. Васильев. Москва.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru