Определение слова «Кабе»

Большой энциклопедический словарь:

КАБЕ (Cabet) Этьен (1788-1856) — французский публицист, идеолог утопического коммунизма. Социально-философский роман "Путешествие в Икарию" (1840) изображает устройство утопического коммунистического общества. Предпринял попытку создать колонию икарийцев в Америке.

Большая советская энциклопедия:

Кабе
(Cabet)
Этьенн (1.1.1788, Дижон — 8.11.1856, Сент-Луис, США), французский публицист, писатель, утопический коммунист. Сын ремесленника, адвокат. Участник движения карбонариев и Революции 1830; историк революции («Популярная история французской революции 1789—1830», т. 1—4, 1839—40) и издатель журнала «Ле попюлер» («Le Populaire», с 1833). Из-за репрессий эмигрировал в Бельгию, затем в Великобританию (1834), где познакомился с Р. Оуэном. Автор книги «Как я стал коммунистом» (1840). В 1840 в романе «Путешествие в Икарию» (рус. пер., т. 1—2, 1935) изобразил коммунизм как ассоциацию, построенную на основе социального равенства, братства, единства и демократии в соответствии с принципами разума и требованиями природы. Утопия К. имеет мелкобуржуазные черты: уравнительность потребления, сохранение индивидуальных ферм в сельском хозяйстве, сохранение при коммунизме своеобразной религии пантеистического толка и др. Коммунизм, по К., может быть осуществлен путём убеждения и мирных реформ. В целом в утопии К. много общего со взглядами коммунистов-утопистов 18 в.; по сравнению с учениями крупнейших социалистических мыслителей 1-й половины 19 в. она означала шаг назад. Однако, вследствие классовой незрелости пролетариата, пропаганда К. «икарийского коммунизма» имела значительный успех в среде французских ремесленников и рабочих. К. Маркс характеризовал К. как «... самого популярного, хотя и самого поверхностного представителя коммунизма» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 146) во Франции. С 1843 К. издавал «Икарийский альманах...». При содействии Р. Оуэна К. получил в Техасе (США) участок земли и организовал колонию икарийцев (1848). Раздоры среди икарийцев привели к кризису, в результате которого К. был исключен из колонии; незадолго до смерти основал в 1856 др. общину.
Лит.: Люкс Г., Э. Кабе и икарийский коммунизм, пер. с нем., СПБ, 1906; Гепнер А., Икарийцы в Северной Америке, пер. с нем., СПБ. 1906; Волгин В. П., Французский утопический коммунизм, М., 1960, с. 207—38; История французской литературы, т. 2, М., 1956; Bonnaud F., Cabet et son oeuvre. P., 1900; Prudhommeaux J., Icarie et son fondateur, E. Cabet, P., 1907; Angrand P., E. Cabet et la Rpublique de 1848, P., 1948; Cretinon J. F. et Lacour F. М., Voyage en Icarie..., P., 1952.
И. И. Зильберфарб.

Советская историческая энциклопедия:

(Cabet), Этьенн (1.I.1788 — 8.XI.1856) — франц. утопич. коммунист. Род. в семье ремесленника. Адвокат. В 20-х гг. был одним из руководителей карбонариев в Париже. Во время революции 1830 выдвинул планы демократич. преобразований. Избранный в палату депутатов (1831), примкнул к крайним левым. В своей первой работе "Революция 1830 и современное положение" ("Rvolution de 1830 et situation prsente", P., 1832) доказывал, что революцию совершили рабочие, а буржуазия присвоила все ее плоды. В 1833 стал во главе орг-ции "Свободная ассоциация просвещения народа" и начал издавать еженедельник "Le Populaire". В 1834 в связи с преследованиями уехал в Лондон.
=====
Первоначально мелкобурж. демократ, К. в кон. 30-х гг., в результате знакомства с англ. рабочим движением и под влиянием знакомства с Оуэном, перешел на позиции коммунизма. Наиболее известная работа К. — утопич. роман "Путешествие в Икарию" (1840, рус. пер., М., 1935), где он изобразил фантастич. страну с коммунистич. строем. В этом романе, как и в последующих соч., а также в газ. "Le Populaire 1841" К. изложил свою коммунистич. доктрину, получившую назв. "икарийский коммунизм". В ней много общего со взглядами коммунистов-утопистов 18 в. К. исходил из того, что природа создала всех равными и только в результате невежества равенство не сохранилось и возникла частная собственность, а от нее все пороки совр. общества, от к-рых страдают и пролетарии, и буржуазия. Поэтому они должны объединиться и создать "всеобщую ассоциацию", т. е. коммунистич. общество. Аргументация К. строго рационалистична. Утопия К. имеет мелкобурж. черты: уравнительность потребления, сохранение индивидуальных ферм в с. х-ве, сохранение в коммунистич. обществе своеобразной религии и гл. обр. идея примирения бедных и богатых, "мирного" осуществления коммунизма. В 40-х гг. К. ("отец К.") был во Франции "...самым популярным, хотя и самым поверхностным представителем коммунизма" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 146). Его практич. деятельность в 40-х гг. по вовлечению рабочих в демократич. движение заслужила высокую оценку Маркса (см. там же, т. 16, с. 29). Однако, будучи сторонником мирных преобразований, К. оказался неподготовленным к революции 1848; в 1847-48 он уделял осн. внимание созданию икарийских колоний в США (см. "Икария"). В 1849-51 выезжал со своими сторонниками в Америку, чтобы на месте организовывать эти колонии; в 1851 вернулся во Францию. После гос. переворота 2 дек. 1851 К. вновь уехал в Америку, где и умер.
=====
Соч. в рус. пер.: Путешествие в Икарию, ч. 1-3, М.-Л., 1948.
=====
Лит.: Маркс К., Письма из "Deutsch-franzsische Jahrbcher", К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 378-381; Энгельс Ф., Успехи движения за социальное преобразование на континенте, там же, с. 526-33; Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, там же, т. 2, с. 146; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3, с. 214-15, 463-464, 523-32; Волгин В. П., Франц. утопич. коммунизм, М., 1960; Angrand P., tienne Cabet et la rpublique de 1848, P., 1948; Prudhommea их J., Icarie et son fondateur, tienne Cabet, P., 1907.
=====
Ю. И. Хаинсон. Москва.

Новая философская энциклопедия:

КАБЕ (Cabet) Этьенн (1 января 1788, Дижон – 8 ноября 1856, Сен-Луи, США) – представитель французского утопического коммунизма, сын ремесленника, адвокат, участник революционной организации карбонариев; член палаты депутатов (1831); эмигрировал в Бельгию, затем в Англию. В качестве проповедника «реформаторского коммунизма» вел ожесточенную полемику со сторонниками «революционного коммунизма» во главе с Дезами. После выхода в свет утопического романа «Путешествие в Икарию» (Voyage... en Icarie, v. 1–2, 1840) издавал «Икарийский альманах» (1843–48, 1852); получив в 1849 в Техасе бесплатно участок земли, отправился с группой единомышленников в Америку, где попытался осуществить свою утопию.
Будучи продолжателем Бабефа, Кабе интерпретировал его учение на сен-симонистский манер. Цель его – установление демократии и христианства в его изначальной чистоте. Он выступал за обобществление труда и его орудий, движимого и недвижимого имущества, благ, предметов потребления, хотя собственность в Икарии временнотечение 50 лет) и должна сохраниться. Коммунизм для Кабе – ассоциация, построенная на основе равенства, братства и единства, упразднения всех привилегий. В политическом отношении высказывался за республику, устанавливаемую на основе всеобщего избирательного права. Однако правление Икарии напоминает скорее диктатуру. Созданная Кабе община, несмотря на внутренние расколы и конфликты, просуществовала до 1888.
Сочинения:
1. Путешествие в Икарию, ч. 1–3. М. – Л., 1948.
Литература:
1.  Гекнер А. Икарийцы в Северной Америке. СПб., 1906;
2. Волгин В.П. Французский утопический коммунизм. М.. 1960.
M.М.Федорова

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru