Толковый словарь Ефремовой:
ирмос м.
Начальная строфа каждой из девяти песен канона, мелодико-ритмическая модель её тропарей, соотносящаяся с определённой песнью канона Ветхого Завета.
Толковый словарь Ушакова:
И́РМОС, ирмоса, ·муж. (·греч. eirmos) (церк.). В православной церкви — род богослужебного песнопения.
Большой энциклопедический словарь:
ИРМОС (от греч. heirmos, букв. — сплетение) — в византийском певческом искусстве первоначально строфа, соединявшая библейскую песнь с христианскими гимнами силлабического сложения. С 8 в. — 1-я строфа каждой из 9 песен канона, мелодико-ритмическая модель ее тропарей. Также жанр древнерусской церковной музыки.
Большая советская энциклопедия:
Ирмос
(от греч. heirmоs, буквально — сплетение, связь)
в византийской гимнографии 7 в. поэтическая строфа, соединяющая библейскую песнь с христианскими гимнами иного силлабического стихосложения. И. обобщал мысли библейской песни и устанавливал метрику для христианских гимнов; благодаря этому их можно было исполнять на напев И. В 9 в. И. стал моделью стихосложения музыкально-литературного жанра Канон.
Толковый словарь Даля:
ирмос
ИРМОС м. церк. вступительный, оглавный стих, показывающий содержание прочих стихов песни или канона. Ирмологий м. книга, содержащая ирмосы восьми гласов.
Большой словарь иностранных слов:
Ирмоса, м. [греч. eirmos] (церк.). В православной церкви – род богослужебного песнопения.
Музыкальная энциклопедия:
(от греч. eirmos, букв.- сплетение, связь) — в визант. гимнографии 7 в. строфа, соединяющая библейскую песнь с христ. гимнами иного силлабич. стихосложения. И. обобщал мысли библейской песни и одновременно устанавливал метрику для христ. гимнов, посв. тому или иному празднику, с тем чтобы их можно было петь напевом И. В 8 в., после появления нового поэтич. жанра — канона (2), ирмосом стали называть первый тропарь в каждой песне канона; напев и метрика этого тропаря сохранялись в др. строфах данной песни. Тематика И. по традиции заимствовалась из библейских песен, но в праздничных канонах Иоанн Дамаскин и Косма Майюмский иногда отступали от этой традиции и использовали поэтич. образы и даже отд. выражения из поучений отцов церкви 4 в. И. этих авторов стали служить в 9 в. моделью для сочинения новых канонов.
Литература: Скабаллонович М., Толковый типикон, вып. 2, К., 1913; Wellesz E., A history of byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961. H. Д. Успенский.
Орфографический словарь Лопатина:
орф.
ирмос, -а
Этимологический словарь Макса Фасмера:
ирмос
"первый стих церк. гимна, который устанавливает связь со след. тропарями", русск.-цслав. ирмосъ (Мин. 1905 г.). Из греч. – то же, букв. "связь"; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 69.
Грамматический словарь Зализняка:
Ирмос, ирмосы, ирмоса, ирмосов, ирмосу, ирмосам, ирмос, ирмосы, ирмосом, ирмосами, ирмосе, ирмосах
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
( — связь) — название богослужебной песни, входящей в состав утреннего канона (см.) и служащей в нем связью между песнями св. Писания и тропарями (см.). Обыкновенно И. находится в каноне перед первым тропарем каждой из песен канона.
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025