Определение слова «"ЙОГА-СУТРЫ"»

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

Патанджали (ок. II—II I вв. н. э.) — осн. текст йога-даршаны, иначе "восьмичленной йоги ", суммирующий многовековое развитие практики йоги и осмысление ее. Делится на 4 главы:
1) О самадхи;
2) О методах;
3) О сверхспособностях;
4) О самодовлении;
всего 195предложеяий-сутр. Тема текста — методология йоги, понимаемой как прекращение активности читты. Общефилософски "Й.-с." не самостоятельны, принимая с малыми изменениями воззрения санкхьи. Есть черты сходства (заимствования?) с буддизмом. Важнейшие комментарии: "Йога-бхашья" Вьясы (V в.?) и "Раджамартанда" Бходжараджи. Имеется множество переводов на зап. языки, большей частью дилетантских.
А. Парибок

Новая философская энциклопедия:

«ЙОГА-СУТРЫ» (санскр. yoga-stri) – базовый текст классической йоги [ЙОГА],приписываемый Патанджали и датируемый (исходя из полемических пассажей) примерно 4–5 вв., состоит из четырех разделов. В разделе I йога определяется как «преодоление колебаний сознания», результатом чего должно быть «установление в себе» духовного начала – пуруши: до этого он принимает формы этих «колебаний». Далее следуют классификация указанных «колебаний», стратегия их преодоления и приближения к концентрации сознания, доказательства существования и характеристика высшего Пуруши (Ишвара), анализ препятствий на пути к успокоению сознания, достижение «стабильности» сознания и «инсайта». В разделе II излагается учение об аффектах сознания (клеши [КЛЕШИ])– основного препятствия на пути к «освобождению», о карме [КАРМА](как результате аффектов), а также четырехчастная модель: страдание, причина страданий, избавление от него и средства этого избавления (ср. четыре благородные истины [ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ]в буддизме). В том же разделе излагаются первые 5 ступеней восьмеричного тренинга йогивоздержание от основных страстей, а также культивирование правильных духовной практики, положений тела, дыхательных упражнений и освобождения чувств от воздействия на них внешних объектов. В разделе III рассматриваются 3 высшие стадии йогического тренинга – удержание сознания в одной точке, ступень созерцания и концентрация – с различением предварительной и высшей («бессеменной»). Основное содержание этого раздела составляет подробное перечисление тех оккультных «сверхсил» (вибхути), которых рекомендуется достигать различными применениями концентрации сознания к различным сферам микро- и макрокосма. В последнем, IV разделе рассматривается происхождение «сверхспособностей», карма и ее латентные «следы». Составитель «Йога-сутр», настаивая на объективности внешних вещей, полемизирует с буддийскими идеалистами, эту объективность отрицающими. Текст завершается характеристиками конечного «освобождения» пуруши.
В.К.Шохин

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru