Определение слова «ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ»

Большой энциклопедический словарь:

ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ (Joannes Saresberiennsis) (ок. 1120-1180) — средневековый философ, представитель шартрской школы. Учился во Франции у Абеляра, Гильома из Конша (в Шартре) и Жильбера Порретанского. Вернувшись в Англию (1153-54) — был секретарем архиепископов кентерберийских Теобальда и Томаса Бекета вплоть до убийства последнего (1170). С 1176 епископ Шартрский.

Большая биографическая энциклопедия:

Иоанн Солсберийский (Johannes Saresberienis)
(около 1120 — 1180), философ, представитель шартрской школы. Учился во Франции у Абеляра, Гильома из Конша (в Шартре) и Жильбера Порретанского. Вернувшись в Англию (1153—54), был секретарём архиепископов кентерберийских Теобальда и Томаса Бекета вплоть до убийства последнего (1170). С 1176 епископ Шартрский.

Большая советская энциклопедия:

Иоанн Солсберийский
(John of Salisbury, Johannes Saresberiensis)
[1115 или 1120, Солсбери, — 25.10.1180, Шартр (?)], английский богослов. Будучи секретарём архиепископа кентерберийского Т. Бекета, поддерживал его в борьбе с английским королём Генрихом II. Бекету посвящено основное сочинение И. С. «Поликратикус», в котором изложены политические и этические воззрения автора (в частности, обоснование идеи верховенства духовной власти над светской), а также представлены сведения по истории философских учений. И. С. принадлежат трактат «Металогикус» (введение в логику Аристотеля) и «Папская история», охватывающая 1143—52.

Советская историческая энциклопедия:

(John of Salisbury, Iohannes Saresberiensis) (ум. 1180) — англ. ср.-век. богослов, автор богословских и политич. трактатов. Род. в Солсбери (или близ него). Учился в Парижском ун-те у Абеляра, затем у Гильома Коншского в Шартре (Франция). С 1150 был секретарем архиепископа кентерберийского Теобальда, а с 1161 — Т. Бекета, был его другом и советником, поддерживал в борьбе с Генрихом II. После убийства Бекета (1170) стал епископом Шартрским (с 1176). В соч. "Policraticus" (1159) изложена система политич. и этич. взглядов И. С. (он развивал идею о верховенстве духовной власти над светской). В соч. "Metalogicus" (1159) изложена филос. система, близкая к платоновскому "идеальному гос-ву". Соч. И. С. содержат много материала о ср.-век. школах, о той борьбе, к-рая велась вокруг филос. и богословских вопросов в Парижском ун-те.
=====
Соч.: PL, v. 199; Policraticus, ed. by C. С. J. Webb, v. 1-2, Oxf., 1909; Historia Pontificalis, ed. by R. L. Poole, Oxf., 1927.
=====
Лит.: Schaarschmidt C. M. W., Johannes Saresberiensis nach Leben und Studien, Schriften und Philosophie, Lpz. — В., 1862; Webb C. C. J., John pf Salisbury, L., 1932.

Новая философская энциклопедия:

ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ (John of Salisbury) (между 1115–1120, Солсбери, Англия – 25 октября 1180, Шартр)один из представителей т.н. гуманизма 12 в. С 1135 в течение нескольких лет обучался в ряде церковных школ Франции; в 1336 – ученик Абеляра. С 1148 на службе у архиепископа Кентерберийского Теобальда; после его смерти сблизился с Томасом Бекетом, которого поддерживал в борьбе с королем Генрихом II. В 1163 переехал во Францию, а в 1176 стал епископом Шартра.
В сочинении «Металогик» (Metalogicon) Иоанн Солсберийский высоко ставит сомнение как принцип свободного выбора духа, позволяющий избежать догматического следования той или иной философской системе. Познание должно основываться на трех главных источниках – чувстве, разуме и вере. Проблему универсалий [УНИВЕРСАЛИИ]Иоанн считал неразрешимой. Усматривая пять вариантов ее решения, он ни один из них не расценивал как единственно возможный и видел в универсалях лишь умственные конструкции, а не реальности.
«Поликратик» (Policraticus) – одно из первых произведений средневековья, где подробно обсуждалась идея теократического или иерократического государства. Соглашаясь с утверждениями римского юриста Ульпина о воле государя как источнике закона, Иоанн в то же время по существу признавал верховенство церкви над властью государя и подчинение его церковному авторитету. Хотя Иоанн не был представителем Шартрской школы, его имя навсегда осталось связанным с ней: он слыл одним из лучших латинистов своего времени, знатоком красноречия, выступавшим за развитие интеллектуального и морального образования. Сочинения его оказали влияние на мыслителей Возрождения.
Сочинения:
1. MPL, t. 199;
2. Policraticus, ed. C.C.J. Webb, t. 1–2. Oxf., 1909;
3. Metalogicon, ed. С.С.J.Webb. Oxf., 1929.
Литература:
1. Webb С.С.J. John of Salisbury. L., 1932;
2. Liebeschutz H.. Medieval humanism in the life and writings of John of Salisbury. L., 1950.
О.В.Голова

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru