Большой энциклопедический словарь:
ИГНАТИЙ (? — ок. 1640) — русский патриарх в 1605-06 (назначен Лжедмитрием I) и в 1611-12 (восстановлен польскими интервентами) — грек. С 1593 в России. С 1612 в Литве, принял унию.
ИГНАТИЙ (в миру Брянчанинов Дмитрий Александрович) (1807-67) — российский православный епископ, духовный писатель, богослов. В книге "Аскетические опыты" (1865) — назидательно-аскетическое эссе, религиозные медитации (своеобразные стихотворения в прозе) — символико-мистические образы природы. В богословских трудах тяготел к древнему исихазму. Переводил отцов церкви. Канонизирован Русской православной церковью.
Большая биографическая энциклопедия:
Паломник, иеродиакон Смоленский, † 1405.
{Венгеров}
Словарь личных имен:
Я, муж.; разг. Игнат, -а.
Отч.: Игнатиевич, Игнатиевна и Игнатьевич, Игнатьевна.
Производные: Игнатка; Игнаха; Игнаша; Игоня; Игоша.
Происхождение: (Предположительно лат. ignatus — не родившийся.)
Именины: 2 янв., 10 янв., 11 февр., 13 мая, 14 мая, 1 июня, 5 июня, 10 июля, 8 авг., 12 сент., 10 окт., 27 окт., 5 нояб., 20 дек.
Орфографический словарь Лопатина:
орф.
Игнатий, муж. имя (Игнатиевич, Игнатиевна и Игнатьевич, Игнатьевна)
Новая философская энциклопедия:
ИГНАТИЙ (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) [5 (17) февраля 1807, с. Покровское Грязовецкого у. Вологодской губ. – 30 апреля (12 мая) 1867, Николо-Бабаевский монастырь Костромской губ.] – русский церковный деятель, богослов, религиозный писатель. В 1988 канонизирован Русской Православной Церковью. По окончании Главного инженерного училища в Петербурге познакомился с о. Леонидом (Наголкиным), будущим основателем оптинского старчества. В 1831 принял монашество, в 1834 по указанию Николая I поставлен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, где провел 23 года и создал большинство своих произведений. В 1857 поставлен епископом Кавказским и Черноморским, в 1861 ушел на покой в Николо-Бабаевский монастырь. Духовно-учительная проза Игнатия собрана в «Аскетических опытах» (т. 1–2. СПб., 1865). Опираясь на творения святых отцов, Игнатий развивает православное учение о человеке. В учении о спасении уделяет большое внимание идее духовно-нравственного возрождения человека, объективным условием которого полагает искупительный подвиг Христа, а субъективными условиями – свободное произволение, совесть, веру и несение креста. Совесть оценивал как показатель духовной свободы человека и его нравственного состояния. По своей природе она есть чувство человеческого духа, различающее добро и зло яснее, чем ум и естественный закон, руководивший человеком до закона письменного. Философское значение имеет сочинение «Слово о смерти» (1863), где со ссылкой на Макария Египетского и др. отцов Церкви высказывается мысль о наличии у ангелов, души и духов особого эфирного тела, бестелесность признается лишь за бесконечным Богом, что вызвало оживленную полемику. Свое утверждение Игнатий основывал на критике учения Декарта о дуализме материи и духа. Выступал за союз богословия с положительными науками, выше всего ставя среди них математику и химию; объясняя отношение твари к Творцу, обращался к математической теории о бесконечном. Ссылаясь на авторитет Платона, рассматривал Вселенную и ее составные части как числа. Все, что существует в природе, подвержено изменению, как и числа; неизменным является лишь бесконечное, представляющее собой единственное существо в отличие от многообразных явлений видимого мира.
Сочинения:
1. Соч. епископа Игнатия Брянчанинова, т. 1–5. СПб., 1905 (М., 1991);
2. Плач мой. СПб., 1865;
3. Отечник, составленный епископом Игнатием (Брянчаниновым). СПб., 1891 (М., 1992).
Литература:
1. Еп. Феофан (Говоров). Душа и ангел не тело, а дух. М., 1891;
2. Соколов Л. Епископ Игнатий. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения, ч. 1–2. К., 1915;
3. Афанасьев В., Воропаев В. Святитель Игнатий Брянчанинов и его творения. – «Литературная учеба», 1991, № 4.
А.П.Козырев
Словарь синонимов русского языка:
сущ.
игнат
имя
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025