Толковый словарь Ефремовой:
гопак м.
1. Украинский народный танец.
2. Музыка к такому танцу.
3. Музыкальное произведение в ритме такого танца.
Толковый словарь Ушакова:
ГОПА́К, гопака, ·муж. (·укр. ). Украинская народная пляска. Плясать гопак или гопака.
Большой энциклопедический словарь:
ГОПАК — украинский народный танец. Музыкальный размер 2/4.
Большая советская энциклопедия:
Гопак
(укр., от гоп — восклицание, произносимое во время танца; отсюда же глаголы гопати — топать, гопкати — прыгать)
украинский народный танец, главным образом мужской. Включает прыжки, присядки, вращения, нередко имеет величавый, героический характер. Песенные и инструментальные мелодии Г. исполняются в народе и как самостоятельные музыкальные пьесы. Народные мелодии или жанр Г. использованы во многих произведениях русских и украинских композиторов — в операх «Майская ночь» Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Мазепа» Чайковского, «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского, «Энеида» Лысенко, в балетах «Конёк-Горбунок» Пуньи, «Тарас Бульба» Соловьева-Седого, «Гаянэ» Хачатуряна, «Маруся Богуславка» Свечникова и др. Название Г. носит одна из частей симфонической картины «Памяти Леси Украинки» Штогаренко.
А. И. Гуменюк.
Этимологический словарь Крылова:
Это название украинского танца заимствовано из украинского. В основе – междометие гоп, заимствованное в свою очередь из польского, куда попало из немецкого, где hopp произведено от hupfen – "прыгать".
Толковый словарь Кузнецова:
гопак
ГОПАК -а; м.
1. Украинский народный танец. Сплясать г. Плясать гопака.
2. Музыка такого танца. Раздались звуки гопака.
Малый академический словарь:
гопак
-а, м.
Украинская народная пляска, а также музыка к этой пляске.
[Сашка] ухарски топнул ногой и закричал: — Гопака! Раздались подмывающие отчаянные звуки запорожского танца. Скиталец, Огарки.
Музыкальная энциклопедия:
(укр., от гоп — восклицание во время исполнения танца; отсюда же глаголы гопати, гопкати — прыгать) — укр. нар. танец. Муз. размер 2/4. Г. возник в быту Войска Запорожского. Первоначально исполнялся мужчинами; совр. Г. пляшут мужчины и женщины, однако мужская партия остаётся ведущей. В исполнение Г. включаются элементы хореографич. импровизации: прыжки, присядки, вращения и др. виртуозные танц. движения. Существуют разл. варианты Г. — сольный, парный, групповой. Г. нередко имеет величавый, героич. характер. Песенные и инструментальные мелодии Г. исполняются в народе и как самостоят. муз. пьесы. В них господствует свободно варьируемая стопа анапеста ( ).
В зап. областях, Украины существует "Гопак-коло" исполняемый замкнутой в круг группой танцоров.
К жанру Г. обращались в своих произв. многие отечеств. композиторы: М. П. Мусоргский ("Сорочинская ярмарка", песня "Гопак"), П. И. Чайковский ("Черевички", "Мазепа"), Н. А. Римский-Корсаков ("Майская ночь"), С. С. Гулак-Артемовский ("Запорожец за Дунаем"), В. П. Соловьёв-Седой ("Тарас Бульба"), А. И. Хачатурян ("Гаянэ"), А. Г. Свечников ("Маруся Богуславка"), А. Я. Штогаренко (сюита "Памяти Леси Украинки") и другие.
А. И. Гуменюк.
Орфографический словарь Лопатина:
орф.
гопак, -а
Этимологический словарь Макса Фасмера:
гопак
укр. танец, укр. гопак, производное от межд. гоп (Гоголь), укр. гоп, польск. hop от нем. hopp, hops (связанного с hpfen "прыгать"); см. Клюге-Гётце 259; Голуб 64.
Грамматический словарь Зализняка:
Гопак, гопаки, гопака, гопаков, гопаку, гопакам, гопак, гопаки, гопаком, гопаками, гопаке, гопаках
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020