Определение слова «Фриде Н. А.»

Музыкальная энциклопедия:

Нина (наст. имя — Антонина) Александровна (10(22) I, по уточнённым данным, 1859 (разл. источники указывают и 1862, 1864, 1865), Петербург — 16 III 1942, Ленинград) — рус. певица (меццо-сопрано). В детстве обучалась игре на фп. у своей матери, ученицы А. Г. Рубинштейна. В 1874 поступила в Петерб. консерваторию, где занималась по классу фп. у К. К. Фан-Арка, затем по классу пения у Н. А. Ирецкой. С 1880 совершенствовалась в Париже у С. Маркези и в Италии под рук. А. Буцци и Дж. Ронкони. 18 окт. 1882 успешно выступила на оперной сцене "Т-р Никколини" во Флоренции, исполнив партию Пьеротто ("Линда ди Шамуни" Доницетти), затем в течение неск. месяцев пела в Барселоне. В 1884-91 и 1895-1908 была одной из ведущих солисток Мариинского т-ра (дебютировала в партии Амнерис). В 1891-95 концертировала в Петербурге, Москве, Одессе, Варшаве, Париже, Монте-Карло и др. Оставив сцену (1908), продолжала выступать в концертах. P. обладала небольшим, гибким, подвижным, прекрасно поставленным высоким меццо-сопрано мягкого бархатного тембра, артистич. талантом. Репертуар Ф. был обширным и разнообразным (св. 50 партий); создала ряд ярких сценич. образов. Больше всего ей удавались лирич. партии. Высоко ценил талант певицы П. И. Чайковский, в операх к-рого Ф. неоднократно выступала (Ольга, Ларина, Няня ("Евгений Онегин"), Любовь ("Мазепа"), Княгиня ("Чародейка"), Иоанна ("Орлеанская дева"), Миловзор (1-я исполнительница, 1890), Полина, Графиня ("Пиковая дама"), Басманов ("Опричник"). Н. А. Римский-Корсаков называл её "идеальной" Любашей (в 1901 Ф. впервые выступила в партии Любаши в "Царской невесте"; Петербург, Мариинский т-р). Среди др. партий: Кончаковна, Рогнеда; Весна ("Снегурочка"), Любава; Фёдор ("Борис Годунов"), Шарлотта ("Вертер"), Зибель, Стефано ("Фауст", "Ромео и Джульетта" Гуно), Урбан ("Гугеноты"), Далила; Фрика и Гримгерда ("Валькирия"). Высокая муз. культура и тонкий художеств. вкус отличали Ф. и как камерную певицу; она участвовала в концертах РМО, Бесплатной муз. школы, в разл. благотворительных концертах; была одной из лучших исполнительниц романсов Римского-Корсакова. Ряд своих романсов ей посв. А. К. Глазунов ("Муза"), М. А. Балакирев ("Я любила его"), Римский-Корсаков ("Вертоград"), Э. Ф. Направник ("Я нарву вам цветов к именинам").
В годы 1-й мировой войны 1914-18 Ф. служила в действующей армии сестрой милосердия. После Oкт. революции 1917 вела активную муз.-обществ. работу, нек-рое время была педагогом Петрогр. консерватории. С 1920 жила в Луге, где преподавала пение в педагогич. техникуме, муз. школе, детском доме, на спец. курсах по подготовке инструкторов-вокалистов для колхозников. С 1941 жила в Ленинграде. Написала "Воспоминания о Чайковском" ("Огонёк", 1940, No 12).
Литература: Н. А. Фриде, "ЕИТ", Сезон 1901/1902. Приложение 1, (СПБ, 1903), с. 15-18; Шампаньер A. M., Русский театр, К., 1905, с. 21-22; Прощальный бенефис Н. А. Фриде, "Русский артист", 1907, No 11; (Н. А. Фриде), "РМГ", 1907, No 50; Юбилей Н. А. Фриде, "Советское искусство", 1939, 10 янв.; Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера. 1890-1910, Л. — М., 1940, с. 134.
А. П. Григорьева.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru