Определение слова «Филодем»

Музыкальная энциклопедия:

(Pilodemos) из Гадары (вероятно, кон. 2 в. до н.э., Гадара, Сирия — ок. 30 до н.э.) — др.-греч. поэт и философ. Жил гл. обр. в Риме. Будучи последователем философа-материалиста Эпикура, отрицал божеств. происхождение мироздания, не верил ни в легенды о чудесном воздействии музыки, ни в пифагорейскую гармонию сфер. В трактате "О музыке" (дошёл до нас во фрагментах), где Ф. полемизирует со стоиком Диогеном Вавилонским, отвергается этич. значение музыки и её общественно-этич. ценность. Музыка, по Ф., влияет на душу человека не больше, чем "пища и благовоние"; она не имеет никакого отношения к богам. Смысл музыки лишь в чувственном воздействии, она — порождение роскоши.
Литература: Лосев А. Ф., Античная музыкальная эстетика, в сб.: Античная музыкальная эстетика, М., 1960; Lusсhnat О., Zum Text von Philodemus Schrift De Musica, В., 1953.

Новая философская энциклопедия:

ФИЛОДЕМ () из Гадары (100–35 до н.э.) – греческий философ, поэт, последователь Эпикура [ЭПИКУР]. После смерти Зенона Сидонского возглавлял эпикурейскую школу в Афинах, в 70-е гг. 1 в. до н.э. переехал в Италию, где в 50–40-е гг. стал во главе эпикурейской школы в Геркулануме (близ Неаполя), находившейся под покровительством Л.Кальпурния Пизона. Филодем был широко образован и преуспел, по мнению Цицерона (Pis., 70), не только в философии, но и в поэзии, риторике и музыке, что отличало его от других эпикурейцев. Был известен прежде всего как поэт (в Палатинской антологии – около 30 его эпиграмм), его влияние отмечают в творчестве Катулла, Горация, Проперция и Марциалла. Автор многочисленных философских сочинений, которые стали известны в Новое время лишь после того, как при раскопках в Геркулануме (1752) была обнаружена эпикурейская библиотека. В 1793 была начата их публикация в Voluminum Herculanensium (см.: Schmid W. Zur Geschichte der herculanishen Studien. – «La Parola del Passato», 1955, 10, p. 478–500).
Филодем – автор книг «О музыке» (PHerc. 411, 1497,1578), «О поэзии» (PHerc. 460, 463, 1074, 207, 1425, 914, 1676), «О риторике» (PHerc. 1672, 1674, 1423, 1669). В сочинении «О знаках» заложил начала индуктивной логики, анализировал процедуры индукции, основанные на аналогии.
В труде «Об Эпикуре» он рассматривал историю эпикуреизма от Эпикура до своего учителя Зенона Сидонского; в сочинении «О стоиках» подверг критике этику Диогена Синопского и Зенона-стоика; написал историю академической философии и историю антиплатонической традиции, составил перечень философов академической школы; написал несколько биографий философов, в т.ч. биографию Сократа.
Этические трактаты Филодема «О пороках», «Об образе жизни», «О воздержании», «О богатстве», «О гневе», «О свободе слова», «О хорошем государе сообразно Гомеру» (посвящен К.Пизону) наряду с другими произведениями свидетельствуют, вопреки традиционному мнению о догматизме эпикуреизма, о развитии эпикурейской философии. К примеру, в трактате «О поэзии», отрицая, как и его предшественники, нравственную и познавательную ценность поэзии, Филодем признавал ее как источник наслаждения. Наиболее важным этическим сочинением италийского периода считается трактат «О смерти». По мнению М.Жиганте, в нем позиция Филодема-философа вступила в противоречие с его позицией как поэта: вопреки классическому эпикуреизму он писал о различии между кончиной мудреца и смертью обычного человека.
В сочинении «О богах» Филодем излагал основные проблемы своей теологии: вид и форма богов, антропоморфизм, изономия, невмешательство, блаженство и бессмертие; критиковал провиденциализм стоиков; рассматривал учения Демокрита, Продика и перипатетиков о происхождении представлений о богах. В этом сочинении Филодем проявил себя большим знатоком мифологии. Он был вынужден защищать эпикуреизм от обвинений в безбожии и написал сочинение «О благочестии», в котором разъяснялись особенности эпикурейского отношения к богам и подчеркивался благочестивый характер эпикурейской доктрины.
Тексты и комментарии:
1. Voluminum Herculanensium Collectione. Col. prior, t. 1–11. Napoli, 1793–1855;
2. Col. altera. t. 1–11. Napoli, 1861–1876.
3. Каталог изданий текстов Филодема с коммент. см.: Gigante M., Schmid W. Praefatio. – Usener H. Glossarium Epicureum. Roma, 1977, p. XXI–XXXI.
Отдельные сочинения:
1. Philodemus, On methods of inference [De signis], ed. with transl. and comm. by Ph.H.De Lacy. Napoli, 1978;
2. Filodemo, Il buon re secondo Omero, ed., trad. e comm. a cura di T.Dorandi. Napoli, 1982;
3. ber die Musik, IV Buch, Text, bers, u. Komm. v. A.J.Neubecker. Napoli, 1986;
4. Lira, ed., trad. e comm. a cura di G.Indelli. Napoli, 1988;
5. Storia dei filosof. Platone e lAcademia (PHerc. 1021 e 164), e comm. a cura di T.Dorandi. Napoli, 1991;
6. Mekler S. (ed.). Akademicorum philosophorum index Herculanensis. В., 1958;
7. On Choices and Avoidances, ed. G.Indelli, V.Tsouna-McKirahan. Napoli, 1995;
8. [Memorie Epicuree], trad. e comm. a cura di С Militello. Napoli, 1997;
9. Kleve K. On the Beauty of God [De deorum victu], A Discussion between Epicureans, Stoics and Sceptics. – «Symbolae Osloensis», 1978, p.69–83;
10. ber die Gtter, I und III Buch, griech. text und Erlut. v. H.Diels. Lpz., 1970;
11. Arrighetti G. (ed.). Filodemo, De Dis III, col. XII-XIII 20; De Dis III, col. X-XI. – «Studi Classici e Orientali» 7, 1958, p. 83sqq.; 10, 1961, p. 112sqq.;
12. I frammenti del IV libra dellopera Sulla morte. Roma, 1970;
13. Kuiper T. Philodemos, Over den Dood. Amst., 1925;
14. Philodemus, On Piety, Part 1, ed. D.Obbink. Oxf., 1996;
15. Sbordone F. Nuovi contributi alla «Poetica» di Filodemo (PHerc. 994). – «Cronache Ercolanesi» 2, 1972, p. 47–58;
16. Idem. Un nuovi libra del a «Poetica» di Filodemo. – «Atti dellAccademia Pontaniana» 9, 1960, p. 231–258;
17. Jensen C. Philodemus, ber die Gedichte fnftes Buch. В., 1923;
18. [On frank criticism], introd., transl., and notes by D.Konstan, D.Clay et alii, Atlanta, 1998;
19. Philodme, Sur les sensations (PHerc. 19/698), ed. A.Monet. – «Cronache ercolanesi» 26, 1996, p. 27–126;
20. Sudhaus S. Philodemi Volumina Rhetorica, I–II. Supplementum. Amst., 1964;
21. The epigrams of Philodemos, introd., text, and comm. by D.Sider. N. Y. – Oxf., 1997.
22. Рус. пер.: Греческая эпиграмма, под ред. Ф.А.Петровского. М., 1960, с. 168–172.
Литература:
1. Покровская З.Ф. Эпикуреец Филодем и его взгляды на поэтику – В сб.: Древнегреческая литературная критика. М., 1975, с. 235–253;
2. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979, с. 179–317;
3. Vooys C.J. Lexicon Philodemeum, 1934;
4. Gigante M. Ricerche filodemee. Napoli, 1969;
5. Idem. La bibliothque de Philodme et lEpicurisme romain. P., 1987;
6. Idem. Philodemus in Italy. The books from Herculaneum. Ann Arbor, 1995;
7. Gaiser K. Philodems Academica. Die Berichte ber Platon und die Alte Akademie in zwei herkulanesischen Papyri. Stuttg. – Bad Cannstatt, 1988;
8. Asmis E. Philodemus Epicureanism. – ANRW II 36, 4, 1990, p. 2369–2406;
9. Dorandi T. Filodemo: gli orientamenti della ricerca attuale. – Ibid., p. 2328–2368;
10. Obbink D. The mooring of philosophy: a review of Philodemus, On choices and avoidances, ed. by G.Indelli and V.Tsouna-McKirahan. – Oxford studies in ancient philosophy, 15, 1997, p. 259–281.
M.M.Шахнович

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru