Определение слова «ФЕОФИЛАКТ»

Большой энциклопедический словарь:

ФЕОФИЛАКТ — в миру Федор Леонтьевич Лопатинский (1670-е гг. — 1741) — русский православный богослов, философ, епископ. Учился в Киево-Могилянской академии вместе с Феофаном Прокоповичем. Преподаватель и ректор Славяно-греко-латинской академии (1708-22) — настоятель Заиконоспасского монастыря, затем архиепископ Тверской и вице-президент Св. Синода. Сторонник Стефана Яворского, противостоял направлению Феофана Прокоповича. В 1735 арестован, лишен сана; был в заключении в Выборгском замке до 1740.

Словарь личных имен:

А, муж.; народн. Филат, -а; разг. Феофилат, -а; прост. к Фефилат, -а.
Отч.: Феофилактович, Феофилактовна; разг. Феофилактыч.
Производные: Феофилактушка; Феофила; Фила (Филя); Филатка.
Происхождение: (От греч. theos — бог и phylax — страж; несущий охрану.)
Именины: 21 марта

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Феофилакт, муж. имя (Феофилактович, Феофилактовна)

Новая философская энциклопедия:

ФЕОФИЛАКТ (в миру Федор Леонтьевич Лопатинский) [70-е гг. 17 в., Волынь – 6 (17) мая 1741, Петербург]архиепископ Тверской и Кашинский, богослов, философ. Родился в дворянской семье, обучался в Киево-Могилянской академии. По завершении обучения уехал за границу, в Германию и Польшу, затем прошел полный курс наук в римском коллегиуме св. Афанасия. После возвращения преподавал в Славяно-греко-латинской академии философию и теологию (1704–10), был префектом, затем ректором (1708–22), одновременно являясь настоятелем Заиконоспасского монастыря. Деятельность Феофилакта во многом способствовала преобразованию академии в крупный просветительский центр, где преподавались словесность, иностранные языки, математика, физика, философия. Составленный им двухлетний курс философии включал интродукцию (вводный курс с элементами истории философии), диалектику (формальную логику), логику (где рассматривались вопросы гносеологии), физику и метафизику. В курсе наряду с элементами «второй» схоластики проявляется тенденция к объединению светских и религиозных представлений, стремление к синтезу вероучения и науки. В своих богословских взглядах держался строго православной позиции. В 1712 Феофан Прокопович написал сочинение «Распря Петра и Павла об иге неудобоносимом», где проводил мысль о том, что человек оправдывается перед Богом не благочестивыми делами, но лишь верой в Иисуса Христа. В ответ Феофилакт выпустил в свет полемический трактат «Иго Господне благо и бремя Его легко», обвинив Феофана Прокоповича в отступлении от православия. В 1714–26 Феофилакт трудился над исправлением славянского перевода Библии. Петр I высоко оценивал его обширные знания и безупречную репутацию; при образовании Синода он был назначен одним из его членов. При Екатерине I Феофилакт становится архиепископом Тверским и вторым вице-президентом Синода. В 1728 издает основной богословский труд Стефана Яворского – «Камень веры». Став жертвой борьбы придворных группировок, в 1735 он был арестован, лишен всех прав состояния, с 1738 содержался в заключении, на свободу выпущен незадолго до смерти.
Сочинения:
1. Избр. философ. произв., пер. и общ. ред. А.В.Панибратцева. М., 1997.
Литература:
1. Покровский Н.А. Феофилакт Лопатинский. – «Православное обозрение», 1872, № 12;
2. Морошкин И.Я. Феофилакт Лопатинский, архиепископ Тверской в 1706–1741 гг. Исторический очерк. – «Русская старина», 1886, № 1–2;
3. Панибратцев А.В. Психологический трактат архиепископа Феофилакта (Ф.Л.Лопатинского) «Что является одушевленным и что не является таковым». – «Общественная мысль». М., 1993, в. 4;
4. Он же. Философия в Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1997.
А.В.Панибратцев

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

имя

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru