Определение слова «ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ»

Большой энциклопедический словарь:

ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ (Евсевий Памфил) (ок. 263-339) — римский церковный писатель, епископ Кесарии (Палестина) с 311. Сочинения: "Церковная история" (история христианства до 324) — "Житие императора Константина" (панегирик императору).

Большая советская энциклопедия:

Евсевий Кесарийский
(Eusebius Caesariensis)
Евсевий Памфил (р. между 260 и 265, Кесария Палестинская, — умер 338 или 339), римский церковный писатель, историк. Епископ Кесарии Палестинской с 311. Е. К. стремился использовать достижения античной науки в интересах христианской церкви. «Церковная история» Е. К., рассказывающая о событиях от возникновения христианства до 324, содержит наряду с ценными сведениями много фантастических преданий. Е. К. принадлежит также панегирическое «Житие императора Константина», где восхваляется союз церкви с государством (вопрос о подлинности сохранившегося текста «Жития» ещё дискутируется в литературе).
Соч.: Kirchengeschichte, 5 Aufl., В. — Lpz., 1952; Werke, Bd 8. В., 1954; в русском переводе — Соч.,2 изд., т. 1—2. СПБ. 1850—58.
Лит.: Wallace-Hadrill D., Eusebius of Caesarea, Westminster, 1961.

Советская историческая энциклопедия:

(лат. Eusebius Caesariensis, греч. Еysebios o tns Kaisareias), Евсевий Памфил (ок. 263-340), — рим. церк. писатель и историк, епископ Кесарии Палестинской с 311. Получил богословское образование в традициях Оригена, стремился использовать достижения антич. науки в интересах христ. церкви. В отношениик арианству занимал примирит. позицию, хотя и подписал символ веры на Никейском соборе (325). "Церковная история" Е. К., рассказывающая о событиях от возникновения христианства до 324, содержит наряду с ценными сведениями много легендарных и фантастич. преданий. В "Приготовлении к Евангелию" Е. К. доказывает, что начатки христианства существовали и в древнем мире. Е. К. принадлежит также панегирич. "Житие императора Константина", где восхваляется союз церкви с гос-вом (вопрос о подлинности сохранившегося текста "Жития" еще обсуждается в лит-ре), и ряд др. соч., дошедших частью лишь в переводах.
=====
Соч.: Kirchengeschichte, hrsg. E. Schwartz, 5 Aufl., Lpz., 1952; Werke, в., 1954; в рус. пер. — Соч. Евсевия Памфила, пер. с греч., т. 1-2, СПБ, 1849-58.
=====
Лит.: Розанов Н., Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской, 2 изд., М., 1881; Eger H., Kaiser und Kirche in der Geschichtstheologie Eusebs von Csarea, "Zeitschrift fr die neutestamentliche Wissenschaft und Kunde der lteren Kirche", 1939, Bd 38, S. 97-115.

Новая философская энциклопедия:

ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ, Евсевий Памфил () (ок. 260–340) – греческий церковный деятель, историк и богослов, «отец христианской историографии»; епископ Кесарии Палестинской. Находился под большим воздействием Оригена [ОРИГЕН]. Когда начались тринитарные споры, занял полуаринскую позицию. Был близок к императору Константину и пользовался его постоянной поддержкой. Евсевию принадлежит большое количество трудов, посвященных апологетике, церковной истории, полемике, библейской экзегезе, церковной географии и др. («Хроника», «Церковная история», «Приуготовление к Евангелию», «Доказательство в пользу Евангелия», «История палестинских мучеников», «Против Иерокла», «Против Маркелла», «Ономанистикон», «Похвала Константину», «Жизнь Константина», «Пророческие эклоги», «Евангельские вопросы» и др.). Среди собственно богословских сочинений выделяется обширное «Приуготовление к Евангелию» (Preparatio Evangelica), содержащее продуманную концепцию духовного развития человечества (как евреев, так и язычников) дохристианского периода как подготовки к принятию евангельской истины. Наиболее известное произведение Евсевия – «Церковная история»выдающийся памятник историографии, ценнейший источник по истории первых веков христианства, и в то же время памятник богословской мысли. События ранней христианской истории предваряют, по Евсевию, наступление Константиновской эпохи, когда возникает христианская империя, чья судьба неотделима от судьбы Церкви, а призвание заключается в обращении в христианство всего человечества. Евсевий выступает, т.о., родоначальником концепции священной «христианской державы», ставшей основой византийской церковно-политической идеологии.
Сочинения:
1. Werke. hrsg. von J.С.Hinrichs, Bd. 1–8. Lpz., 1906–56;
2. Histoire ecclsiastique, ed. G.Bardy, t. 1–4. P., 1955–87 (Sources Chrtiennes, t. 31, 41, 55, 73);
3. La Prparation vangelique, ed. par E. des Places, t. 1–9. P., 1974–91 (Sources Chrtiennes, t. 206, 228, 262, 266, 215, 369, 292, 307, 338);
4. Contre Hierocles, ed. E. des Places. P., 1986 (Sources Chrtiennes, t. 333);
5. в рус. пер.: Соч. M., 1849–58, т. 1–2;
6. Церковная история. М., 1993;
7. Жизнь блаженного василевса Константина. М, 1998.
Литература:
1. Розанов Н.П. Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской. М., 1889;
2. Лебедев А.П. Церковная историография в главных ее представителях с IV в. до XX в. СПб., 1903;
3. АверинцевС.С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья. – В кн.: Античность и Византия. М., 1975, с. 266–285;
4. Брагинская Н.В. Эон в «Похвальном слове Константину» Евсевия Кесарийского.– Там же, с. 286–306;
5. Кривушин И.В. Ранневизантийская церковная историография. СПб., 1998;
6. Lawlor H.J., Oulton E.L. Eusebius Bishop of Caesarea: The Ecclesiastical History and the Martyrs of Palestine. L., 1928, t. 1–2;
7. Laqueur R. Eusebius als Historiker seiner Zeit. В., 1929;
8. Berkhof H. Die Theologie des Eusebius von Caesarea. Amst., 1939;
9. Wallace-Hadrill D.S. Eusebius of Caesarea. L., 1960;
10. Grant R.M. Eusebius as Church Historian. Oxf., 1980;
11. Barnes T.D.,Constantine and Eusebius. Cambr. (Mass.), 1981;
12. Goedecke M. Geschichte als Mythos: Eusebs Kirchengeschichte. Bern, 1987;
13. Eusebius, Christianity and Judaism, ed. H.W.Attridge, G.Hata. Leiden, 1992.
H.В.Шабуров

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru