Определение слова «домбра»

Толковый словарь Ефремовой:

домбра, домбра ж.
Казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент с грушевидным корпусом и двумя струнами.

Большой энциклопедический словарь:

ДОМБРА — казахский 2-струнный щипковый музыкальный инструмент.

Большая советская энциклопедия:

Домбра
(казах. домбыра)
казахский струнный щипковый музыкальный инструмент. Встречается также в Узбекистане (думбыра, думбрак), Башкирии (думбыра). Имеет большей частью грушевидный корпус с деревянной декой, длинную шейку и 2 жильные струны, настроенные в кварту, реже — в квинту. Звук Д. тихий, мягкий. Существуют 2 типа Д.: западноказахский, с более тонкой шейкой и 14—17 ладами (звук извлекается главным образом бряцанием по струнам, как на балалайке), и восточноказахский, с несколько утолщённой шейкой и 7—8 навязными ладами (звук извлекается преимущественно щипком пальцами). В 1934 Д. была реконструирована и созданы её оркестровые разновидности.

Этнографический словарь:

домбра
Домбыра (казax.), думбыра (узб., башк.), думбурак (тадж.), домра (др.-рус.), струнный щипковый музыкальный инструмент у народов Средней Азии и Восточной Европы.

Толковый словарь Кузнецова:

домбра
ДОМБРА -ы; ДОМБРА, -ы; ж. Казахский народный щипковый музыкальный инструмент с грушевидным корпусом, очень длинным грифом и двумя струнами, родственный русской домре и балалайке. Акын настроил домбру и запел.
Домбровый, -ая, -ое.

Малый академический словарь:

домбра
-ы и домбра, -ы, ж.
Казахский народный щипковый двухструнный музыкальный инструмент с треугольным или полуовальным корпусом.
На ремне через плечо у него [певца] висела домбра, нечто среднее между балалайкой и гитарой, с двумя струнами и очень длинным грифом. Короленко, У казаков.

Музыкальная энциклопедия:

Струнный щипковый музыкальный инструмент. Распространён в Казахстане; встречается также в Узбекистане (думбыра, думбрак), Башкирии (думбыра). Имеет 2 жильные струны, настроенные в кварту, реже в квинту. Одна из них мелодическая. Длина инструмента 800-1300 мм. Д. делается из дерева (ели, сосны, ореха, тала, берёзы, кедра).
В Казахстане существуют 2 осн. разновидности Д. — зап.-казах, и вост.-казах. У первойгрушевидный долблёный (иногда клеёный) корпус, плоская верхняя дека с неск. резонаторными отверстиями, длинная узкая шейка; лады — навязные, жильные (14-17), диапазон до 27 1/2 октав. Вост.-казах. Д. имеет плоский клеёный (реже долблёный) корпус лопатообразной (или треугольной) формы, более короткую и широкую шейку, 7-9 ладов.
На Д., особенно зап.-казах., можно исполнять сложные виртуозные пьесы. Штриховая техника правой руки определяет ритмич. рисунок и динамику, отражает характер произв. Наиболее употребительны: одновременный удар 4 пальцами, быстрые чередующиеся удары, раздельный удар большим и указательным пальцами, скользящий удар подушками пальцев и др.; при скользящем задевании бурдонирующей струны возникает эффект косвенного двухголосия. Пьесы для зап.-казах. Д., как правило, целиком двухголосны. Для вост.-казах. — чаще одноголосны, что связано с иными штриховыми приёмами, преим. защипыванием струны. Зап.-казах. Д. используется гл. обр. как сольный инструмент (её репертуар составляют кюи), вост.-казах. преим. аккомпанирует пению. Существуют разл. домбровые школы, имеющие свои специфич. приёмы штриховой техники. 7 наиболее известных связаны с именами казах. домбристов 19 в. — Курмангазы, Даулеткерея Шигаева, Абула, Адаевских, Казангапа, Таттимбета, Байсерке. Одним из замечательных домбристов конца 19 — 1-й пол. 20 вв. была ученица Курмангазы — Дина Нурпеисова. Совершенствованию домбрового исполни- тельства способствовали состязания музыкантов-домбристов. Многовековые традиции домбровой музыки получили развитие в Сов. Казахстане. В 1934 здесь на основе бытующего типа Д. созданы её орк. разновидности, вошедшие в состав Оркестра казахских нар. инструментов им. Курмангазы.

Настройка народной домбры

Настройка и диапазон оркестровой домбры.
Узбекская Д. имеет грушевидный корпус и шейку без ладов; выдалбливается из одного куска дерева. Используется в домашнем музицировании и пастушеском быту; на этом инструменте исполняются спец. пьесы, наигрыши, аккомпанемент к дастанам. Играют на Д. бряцанием и защипыванием; широко применяется двухголосие (ленточное, бурдонное, иногда имитационное). Д. является осн. муз. инструментом в сельских местностях Кашкадарьинской, Сурхандарьинской и части Самаркандской областей Узб. ССР.
Литература: Беляев В. М., Музыкальные инструменты Узбекистана, М., 1933; Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963; Гизатов Б., Казахский оркестр им. Курмангазы, A.-A., 1955, Жубанов A., Струны столетий, А.-А., 1958; Кароматов Ф., Узбекская домбровая музыка, Таш., 1962.
И. М. Вызго-Иванова.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
домбра, -ы и домбра,

Толковый словарь Ожегова:

ДОМБРА, ы, ж. Казахский и киргизский двухструнный щипковый музыкальный инструмент грушевидной формы.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

инструмент
тенор

Этимологический словарь Макса Фасмера:

домбра
"струнный инструмент", см. домра.

Грамматический словарь Зализняка:

Домбра, домбры, домбры, домбр, домбре, домбрам, домбру, домбры, домброй, домброю, домбрами, домбре, домбрах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru