Определение слова «"ЧЖОУ ЛИ"»

Советская историческая энциклопедия:

("Ритуал эпохи Чжоу")одна из др.-кит. классич. книг, входящая в состав конфуцианского "Тринадцатикнижия" ("Шисань цзин"). Кит. традиция приписывает ее авторство Чжоу Гуну (ок. 11 в. до н. э.). Правильнее считать "Ч. л." произведением периода Чжаньго (возможно, 3 в. до н. э.). "Ч. л." была канонизирована в 1 в. н. э. историком Лю Синем и тогда же получила это назв. Первоначальное назв. ее — "Чжоу гуань" ("Чиновники эпохи Чжоу") или "Чжоу гуань цзин" ("Каноническая кн. о чиновниках эпохи Чжоу") лучше соответствовало содержанию книги, т. к. она посвящена преим. описанию обязанностей чиновников всех рангов эпохи Чжоу (11-3 вв. до н. э.). "Ч. л." дает богатый материал для изучения истории, законодательства и экономики Др. Китая.
=====
Изд.: Чжоу ли чжэн-и ("Чжоу ли" с коммент.), Шанхай, 1936; Biot E., Tcheou-li ou Rites des Tcheou..., t. 1, P., 1851.
=====
Лит.: Кучера С., К вопросу о датировке и достоверности "Чжоули", "ВДИ", 1961, No 3.
=====
С. Кучера. Москва.

Новая философская энциклопедия:

«ЧЖОУ ЛИ» («Чжоуские [правила] благопристойности», «Чжоуские ритуалы»; др. названия: «Чжоу гуань» – «Чжоуские чиновники», «Чжоу гуань цзин»«Канон чжоуских чиновников»)памятник китайской мысли, входящий в свод конфуцианских канонов. Традиция приписывает его создание Чжоу-гуну, младшему брату У-вана – первого государя династии Чжоу (11–3 вв. до н.э.). После смерти У-вана Чжоу-гун стал регентом при своем племяннике Чэн-ване и якобы впервые создал регулярную администрацию. Относительно времени создания «Чжоу ли» нет единого мнения: называют 11 в. до н.э., 1-ю или 2-ю пол. 1-го тысячелетия до н.э., 3 в. до н.э. Существует также мнение, что «Чжоу ли» подделан на рубеже новой эры, и описанные в нем реалии скорректированы в русле конфуцианских установок 2–1 вв. до н.э.
Возможно, однако, что содержание трактата в целом отражает специфику государственного строя, административной системы, общественного устройства, законодательства, ритуалов, хозяйственной жизни, состав и обязанности чиновничества в древнекитайских царствах 7–5 вв. до н.э., по культуре близких домену династии Чжоу. Рубрикация и содержание «Чжоу ли» сопряжены с космогоническими и календарными представлениями, в соответствии с которыми следовало упорядочивать жизнь общества. Так, идеальная администрация, по «Чжоу ли», включала шесть министерств: Неба (фактически двора), Земли (управление территориями), церемоний (ритуалов, культов, календаря, астрологии и мантики), военное, наказаний, ремесел или общественных работ (описание последнего отсутствует, заменено описанием статуса ремесленников и ремесел); в каждом министерстве должно быть по 60 чиновниковитого 360 (число дней в году).
Литература:
1. Из «Чжоу ли» (отрывки). – В кн.: Штейн В.М. Гуань-цзы. Исследования и пер., М., 1959;
2. Кучера С. К вопросу о датировке и достоверности «Чжоу ли». – «Вестник древней истории», 1961, № 3.
А.Г.Юркевич

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru