Определение слова «БОССЮЭ»

Большой энциклопедический словарь:

БОССЮЭ (Bossuet) Жак Бенинь (1627-1704) — французский писатель. Епископ. Рассматривал историю как осуществление воли провидения, отстаивал идею божественного происхождения абсолютной власти монарха. Идеолог галликанства.

Большая советская энциклопедия:

Боссюэ
(Bossuet)
Жак Бенинь (27.9.1627, Дижон, — 12.4.1704, Париж), французский писатель, церковный деятель, епископ. В сочинениях на исторические и политические темы («Рассуждение о всеобщей истории», 1681, «Политика, извлечённая из священного писания», изд. 1709) Б. рассматривал историческое развитие как осуществление божественного провидения и отстаивал идею божественного происхождения абсолютной власти монарха. Абсолютизм как форму правления, подчинённую разумному началу, отличал от деспотизма и говорил об обязанностях монарха. Был идеологом галликанства (См. Галликанство) («Декларация французского духовенства», 1682). Исторические труды Б. подверглись критике просветителей 18 в. (Ш. Л. Монтескье, Вольтер). Церковные проповеди и «Надгробные речи» (1669) сохранились главным образом в черновых набросках и конспектах. Сочинения Б. отличают рационалистическая строгость стиля, точность метафор.
Соч.: uvres compltes, v. 11—31, P., 1862-66.
Лит.: Лансон Г., История французской литературы, пер. с франц., т. 1—17 век, СПБ, 1899; История французской литературы, т. 1, М.—Л., 1946, с. 459--461; Brunetire F. Bossuet, P., 1913; Ruf A. Н., Bossuet und Fenelon, Wrzburg— Aumhle, 1940.
В. Я. Бахмутский.

Новая философская энциклопедия:

БОССЮЭ (Bossuet) Жак Бенинь (27 сентября 1627, Дижон – 12 апреля 1704, Париж)французский философ, писатель; епископ. Изучал теологию в наваррском колледже в Париже; в 1652 принял сан священника; в течение 10 лет был наставником наследника престола. Наибольшее влияние на взгляды Боссюэ оказал Августин. В «Рассуждении о всемирной истории» (Discours sur lHistoire universelle, 1681) развил христианскую философию истории в духе провиденциализма: Бог непосредственно управляет ходом мировой истории, определяя судьбы народов и государств, «держит... бразды правления над всеми царствами; Он держит все сердца в Своей руке: то Он умеряет страсти, то отпускает узду, и тем самым Он движет весь человеческий род» (Oeuvres. P., 1979, р. 1025). Обзор истории человечества Боссюэ довел до времени Карла Великого, выделив 12 эпох. В сочинении «Политика, извлеченная из Священного Писания» (Politique tire des propres paroles de lcriture sainte, 1709) Боссюэ стремился доказать, что из библейских текстов вытекает учение о превосходстве монархии над другими формами правления. Королевская власть, по Боссюэ, исходит от Бога. В трактате «О познании Бога и о самопознании» (De la connaissance de Dieu et de soi-mme, 1722) Боссюэ утверждал, что углубленное самопознание с необходимостью возвышает человека до познания Бога. О бытии Бога свидетельствует способность души познавать вечные истины, которые суть не что иное, как сам Бог. Кроме того, несовершенство человеческого разума говорит о наличии верховного Разума как его причины, ибо немыслящие тела не в состоянии произвести мысль. Боссюэ оказал заметное влияние на последующее развитие католической философии; взгляды его резко критиковал Вольтер.
Сочинения:
1. Oeuvres compltes, v. 1–31. P., 1862–66;
2. Oeuvres. P., 1979.
Литература:
1. Лансон Г. История французской литературы, т. 1. М., 1986;
2. Rebelliau A. Bossuet. P., 1900;
3. Dimier L. Bossuet. P., 1916;
4. Goyet T. Lhumanisme de Bossuet, t. 1–2. P., 1965;
5. Calvet J. Bossuet. P., 1968;
6. Le Brun J. La spiritualit de Bossuet. P., 1972.
А.А.Кротов

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru