Определение слова «БЛУР»

Новая философская энциклопедия:

БЛУР (Bloor) Дэвид (род. 1942) – британский философ и социолог науки, лидер т.н. шотландской школы социологии науки. Руководитель Центра по изучению науки на социологическом факультете Эдинбургского университета. Вводя в социологию научного знания идеи позднего Л.Витгенштейна, когнитивной психологии и социальной антропологии, Блур (совместно с Б.Барнсом) выдвинул «сильную программу» (strong program), предназначенную реформировать анализ науки (и знания вообще) путем последовательного осуществления социологического подхода. Программа предполагает объяснение всякого (научного и вненаучного, истинного и ложного) знания из порождающих его социально-культурных условий и вне зависимости от его оценки самим познающим субъектом. Заявляя об отказе от установок социологии науки Р.Мертона и подхода К.Мангейма, Блур утверждает, что всякое – как социально-гуманитарное, так и естественно-научное знание – без остатка «социально нагруженный» феномен, а потому в нем нет места объективной, внесоциальной истине. Этот вывод он обосновывает, опираясь на проведенный им социологический анализ математики, призванный подтвердить применимость социологии знания для анализа любого типа наук. Рассматривая языковые игры Витгенштейна как формы социальной деятельности, Блур находит у последнего образцы подлинной социологии знания. По замыслу Блура, его вариант социологии знания способен заменить собой философскую теорию познания. Взгляды Блура близки позициям ряда англо-американских представителей «социальной теории познания» (С.Фуллер, Э.Голдман), одного из вариантов «натуралистической эпистемологии», восходящей к идеям У.Куайна.
Сочинения:
1. Knowledge and Social Imagery. L., 1976;
2. Wittgenstein: A Social Theory of Knowledge. N. Y., 1983.
И.Т.Касавин

Социологический словарь:

Блур (Bloor) Дэвид (р. 1942) — английский социолог и психолог науки. Работает лектором Эдинбургского университета, входит в группу социологов, которые на рубеже 70-х гг. выступили инициаторами в разработке когнитивной социологии науки. Специалист в области социологии научного, в частности математического, знания. Блуравтор так называеймой "сильной программы" в социологии знания, целью которой является ликвидация барьеров на пути социологического изучения научного знания.
Эта цель достигается путем релятивистской переинтерпретации науки, согласно которой наука в целом, включая содержание естественно-научных теорий и математического знания, может рассматриваться как производное от социальных интересов и социального контекста развития знания в целом. С этой точки зрения методы социологического анализа науки ничем не отличаются от исследовательских подходов к таким феноменам культуры, как миф, религия, мораль. Учитывая, что тем самым автоматически снимается проблема адекватности научного знания объективной реальности, Блур вводит в программу принцип равносильности истинности и (или) ложности "верований", к которым относит и положения науки, а также утверждение, что и те и др. обусловлены одними и теми же причинами.
Блур не отрицает объективности знания, но полагает, что объективность носит социальный характер и выражается в имперсональности, независимости от личных предпочтений субъекта.
Объективность любого математического правила, по Блуру, является продуктом конвенции. Исследуя в этих концептуальных рамках различные ситуации в истории науки, ставя в центр внимания "контекст открытия", Блур проводит прямые параллели между воззрениями на природу, с одной стороны, и политическими позициями, социальными интересами и взглядами на общество — с другой. Но поскольку этот социальный "контекст открытия" оказывается единственным детерминирующим фактором развития науки, то "сильная программа" ведет к абсолютизации его роли и служит источником вульгарного социологизма в объяснении природы науки.
Соч.: 1) Knowledge and imagery. L., 1976.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Холм в 7—8 вер. к Ю. от бывшей крепости Сардар-абада, близ левого берега Аракса, в Эриванской губ. Остатки стен на этом холме армяне считают развалинами бывшего здесь за 2000 лет до Р. Х. города Армавира. Раскопки, произведенные в 1880 г. на холме Б. графом Уваровым, привели к заключению, что развалины не древнее IV ст. по Р. Х., тем не менее найденные близ Б. клинообразные надписи противоречат этому выводу.
Кн. В. М.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru