Определение слова «БХАВАВИВЕКА»

Новая философская энциклопедия:

БХАВАВИВЕКА (санскр. Bh va-viveka – Аналитик бытия) (6 в.) – буддийский мыслитель из Южной Индии, основоположник свататантрика-мадхьямики.Полемизируя с философами хинаяны, йогачары, санкхьи, вайшешики, веданты и мимансы, он излагал их взгляды систематически, за что его называют первым историком индийской философии. Он также оспаривал апофатическую методику Буддхапалиты, что привело к расколу в школе мадхьямиков. Хотя Бхававивека тоже отрицал возможность независимого возникновения сущностей (нихсвабхава), для него пустотность (шуньята [ШУНЬЯТА]) не есть небытие вещи, а есть лишь обозначение того, что природа лишена сущности. В «Мадхьямика-хридая-кариках» (строфы о сущности мадхьямики) он утверждал, что познание имеет особенный внешний объект (свалакшана), напоминающий атом саутрантиков, но не существующий в абсолютном смысле (парамартха); появление же в сознании любого психофизического феномена есть появление его значения. В полемике он прибегал к позитивным доктринальным доводам (сватантра), в которых опирался на логику Дигнаги. Бхававивека признавал два способа достоверного познания: непосредственное восприятие, схватывающее особенное в объекте, и вывод, схватывающий общее в нем. Первый способ он подразделял на чувственное, умственное и провидческое (йогическое) восприятие, а также самовосприятие. Любое непосредственное восприятие, неомраченное деятельностью рассудка, проникает в истинную действительность.
Литература:
1. Walleser M.Praj n -pradоpa, a Commentary on the M dhyamaka Stra. Calcutta, 1914;
2. Frauwallner .Die Philosophie des Buddhismus, 1956;
3. Iida Sh.Reason and Emptiness. Tokyo, 1980.
В.П.Андросов

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru